Промышленный дизайн
Источник: студия Инносторм
Последние месяцы были богаты на события в области российского промышленного дизайна. На выставке "ИННОПРОМ" в Екатеринбурге было представлено множество новинок от ведущих компании, прошел Global Industrial Design форум с презентацией российских дизайнерских школ. Параллельно были обнародованы проекты нового электропоезда ЭГ2Т "Трансмашхолдинга", самолета "Иркут" МС 21, трамвая RUSSIA ONE (рис.1).
С чем это связано? На мой взгляд, это переломный момент, когда производители перестали рассматривать дизайн как внешнее украшательство, а стали применять его как целостную систему проектирования. Такой механизм действует в странах с развитой интеграцией дизайн-процессов. Этот подход позволяет не только создать добавочную стоимость и привлекательный продукт, но и учесть на ранних этапах разработки требования будущего покупателя, технологические аспекты производства и обслуживания, что позитивно сказывается на качестве.
(рис.1) - Проект электропоезда Тверского Вагонного Завода, Трамвай R1 УВЗ, лайнер Иркут МС 21
Что в свою очередь создает лояльность и доверие к бренду-производителю. Глядя в "ноздри" решетки радиатора BMW мы чувствуем это, не правда ли?
Мало кто знает, но на рубеже XIX–XX веков, изделия из Германии считались по качеству худшими в Европе, были тем, что до недавнего времени называли "сделано в Китае". Однако немецкое правительство решило круто изменить ситуацию, создав специальный орган, контролирующий выпуск товаров. Чуть позднее это вылилось в создание легендарной дизайн-школы "Баухауз", заложившей основы практики промышленного дизайна в широком понимании, которую мы видим сегодня. Аналогичные органы появились в других странах: британский совет по дизайну (BDC), шведский фонд промышленного дизайна (SVID), итальянские школы дизайна. Их задачей была выработка высоких стандартов для индустрии, обеспечивающих высокую конкуренцию между производителями и все лучшие товары из года в года на протяжение целого века.
Россия в этом разрезе, конечно, отстала ввиду других правил игры нашего прошлого. Однако ситуация меняется. Рынок промышленного дизайна пока еще мал, контрактных студий не более десятка, производителей с внутренними дизайн-бюро можно пересчитать по пальцам. Но они делают успешные продукты, которые каждый может найти в своем доме.
Выше мы говорили об автомобилях и самолетах, это сложные объекты, представленные в больших конкурентных рынках, и они обязаны быть красивыми. Но каждая маленькая коробочка вроде выключателя, розетки или автомата в электрощите не менее важна с точки зрения дизайна. Ведь именно такие мелочи вокруг нас делают нашу жизнь лучше. Нам приятно сервировать на обеденный стол красивые и удобные вилки и стаканы, пользоваться удобной зубной щеткой и эргономичным смесителем, список можете продолжить вы сами...
Премия Red Dot, самая престижная награда в области промышленного дизайна, ежегодно публикует в своем онлайн-музее сотни изделий из различных областей. Это отличная иллюстрация того, что каждая вещь может быть не только красивой, но в то же время функциональной и прибыльной. Большую часть музея занимают товары от больших международных брендов, однако в последние годы туда попали и несколько передовых отечественных разработок (рис. 2).
(рис. 2) - Модульный автомат Saltek, обладатель премии Red Dot 2014, самой престижной награды в области дизайна
Делать хорошие вещи для потребителя не только правильно, но и выгодно. Я и мои коллеги ведем аналитику проектов нашей студии, и цифры получаются следующие: дизайн и разработка всей документации составляют 24% от суммы запуска продукта (оснастка, литье, упаковка, логистика и прочее), и по прошествии пяти лет жизненного цикла товара каждый рубль, вложенный в дизайн, приносят 4-6 рубля нашему заказчику, укрепляя его позицию на рынке.
В качестве примера расскажу историю нашего сотрудничества с одной из компаний по очистке воды. Первым нашим проектом был редизайн фильтра, на тот момент единственного в линейке нашего заказчика. Это был простейший кувшин, который закупался на фабрике в Китае и продавался маленьким объемом в России.
Мы решили разработать более сложную модель, заложив дизайн и детали, которые впоследствии помогут нам расширить линейку до нескольких моделей с узнаваемым форм-фактором. Совместными усилиями с маркетинговым отделом и тесной работой с производством после запуска этой модели продажи увеличились в 27 раз. В течение четырех лет мы ввели в ассортимент около полудюжины различных моделей, закрепив за заказчиком лидирующие позиции на рынке. Совсем недавно, совместно с этой компанией мы разработали две модели кувшинных фильтров для большой торговой сети. Проекты вышли очень успешными и сейчас представлены на полках более чем в 13 странах (рис. 3).
(рис.3) - фильтр "Домино"
Мое мнение состоит в том, что ближайшие несколько лет будут очень плодотворными и важными для нашей индустрии. Сейчас наступило лучшее время для вложений в новые разработки и дизайн, поскольку они заложат фундамент для успешного развития и выхода на новые горизонты.
В.И. Филатов,
ведущий дизайнер студии "Инносторм"
Фото и материалы предоставлены студией "Инносторм"