Распечатать

Детали & Материалы

Аддитивные технологии завоевывают рынок

16.11.2016

По мнению экспертов, ближайшее будущее аддитивных технологий будет связано с авиа- и автомобилестроением, медициной, с изделиями сложной формы, в которых важны весовые характеристики и которые выпускаются небольшими партиями. Чтобы вы добавили к этому списку – вопрос, который журнал "Конструктор. Машиностроитель" (далее КМ) адресовал руководителю направления аддитивного производства ООО "Ренишоу" Александру Куранову.

Аддитивные технологии  (АМ-технологии) используются в первую очередь для изготовления уникальных изделий, объектов с особой "органической" геометрией и чрезвычайно сложной геометрической формой. По ряду причин создать их на стандартном оборудовании чрезвычайно сложно, либо вовсе невозможно. Помимо уже перечисленных областей технология используется в стоматологии, электронике, различных научных разработках и в реализации ряда творческих идей. Многие дизайнеры уже сегодня создают свои шедевры на 3D-принтерах.

Какие задачи аддитивное оборудование успешно решает сегодня?

По мере совершенствования уже существующих и разработки новых АМ-технологий, они находят все более широкое применение. Сегодня эти технологии используются для изготовления разнообразной продукции: инструментов для формования, деталей для авиационно-космической, оборонной и автомобильной промышленности, электроники и пр.  Не стоит забывать и медицину. Методом селективного лазерного плавления металлопорошка успешно изготавливаются персональные сердечные клапаны, искусственные челюсти, части коленного сустава, фрагменты черепа, широкий спектр стоматологических протезов. Причем все эти детали сугубо индивидуальны, поскольку в точности повторяют части человеческого тела, которые приходится заменять.

Подсчитано, что если АМ-индустрия будет расти даже на десятки процентов в год, в ближайшие время это, практически, не изменит положение дел на рынке обрабатывающей техники. К тому же, специалисты предсказывают, что аддитивные технологии будут, скорее, дополнять классические, субтрактивные способы обработки, а не бороться с ними за место под солнцем. Вы разделяете эту позицию?

АМ-индустрия несмотря на активное развитие, находится пока на начальной ступени эволюции.  Все зависит от того, какую эффективность и надежность покажут гибридные станки. У каждой технологии есть своя ниша, где она лидирует. АМ свою нишу уже нашла.

Многие станкостроители принялись за производство гибридных станков, в которых аддитивные технологии дополняют субтрактивную обработку. Для каких задач это оборудование может использоваться?

Плюсами использования подобных машин являются отсутствие необходимости одновременной покупки принтера и станка, сокращение времени, затрачиваемого на оба процесса и уменьшение используемой площади в помещении. Минусы - ненадежность и высокая стоимость оборудования, так как на рынке оно появилось сравнительно недавно.

Какие виды AM-технологий имеют хорошие перспективы в машиностроении?

SLM и SLS технологии активно используются в машиностроении на протяжении уже долгого времени. Ежегодно технология активно совершенствуется, предоставляя компаниям-потребителям превосходные возможности для оптимизации производства и сокращению затрат, используя современные методы по отношению к традиционным.

Руководитель одной из ведущих компаний отрасли Джефф Дегранж, одним из основных факторов, мешающих развитию отрасли, считает недопонимание конструкторов и отсутствие стандартов. Вы солидарны с коллегой?

Отсутствие норм и стандартов усложняет конкуренцию с традиционными методами производства. Неспособность же некоторых инженеров адаптировать стандартную CAD-модель под дальнейшую печать, считаю как раз небольшим стимулом: учебные заведения активно закупают АМ-оборудование для обучения студентов, вводят программы по быстрому прототипированию. С нового учебного года в некоторых учебных заведениях уже появилась специализация по аддитивным технологиям. Все это способствует развитию отрасли.

Какие технические параметры имеет аддитивное оборудование Renishaw?

В новой линейке АМ-оборудования компании (модели AM400 и RenAM500) используются 400/500Вт иттербиевые лазеры,  камеры для построения размером 250 мм x 250 мм x 300(350) мм, а также ряд усовершенствований. Так  использование собственных энкодеров Renishaw сводит к минимуму возникновение погрешностей на получаемых изделиях. Предварительное  вакуумирование для быстрого создания инертной атмосферы в камере построения  значительно сокращает время ожидания на подготовку машины к работе. Используется оптика собственного производства,  снижен расход аргона и электроэнергии – список улучшений можно продолжать. Кроме того, закрытый цикл работы исключает необходимость вручную снимать емкость с неиспользованным материалом для просеивания на стороннем устройстве.

В России общемировые проблемы внедрения аддитивного оборудования дополняются еще санкциями. Как они отражаются на российском рынке AM-технологий, в частности, и на поставках порошков? В какой мере российские компании способны заменить импортные аналоги порошков?

Компания Renishaw поставляет открытую систему, позволяющую использовать как материалы, непосредственно приобретенные у производителя, так и сторонние. При этом, на гарантию на оборудование это не повлияет. Что же касается металлического порошка, процесс адаптации материала под АМ непростой, разработка такого порошка требует комплексных усилий и времени. На данный момент ведутся разработки металлических порошков на ряде российских предприятий, многие применяют готовый продукт на приобретенных машинах.

Детали & Материалы 18.10.2019 Мировой производитель приводных ремней – Megadyne объявил о приобретении итальянской компании SATI SpA, специализирующийся на создании компонентов силовых передач.
Детали & Материалы 07.10.2019 Научный центр ИЛИСТ (Институт лазерных и сварочных технологий), входящий в «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет», разрабатывает технологии прямого лазерного выращивания и ремонтной лазерной наплавки высокопрочных деталей.
Детали & Материалы 06.09.2019 Новые разработки в области материалов для авиакосмической и других высокотехнологичных отраслей представил завод порошковой металлургии «ПОЛЕМА». По словам начальник отдела исследований и развития предприятия Анастасии Кубановой, успешно завершились испытания порошки-аналоги марок 316L и Inconel 718
Электропривод 07.08.2019 Площадь "Металлоообработки" за год выросла на 3%, число посетителей - на 8%. Осмотреть даже несколько разделов выставки за один день было невозможно. Журнал"Конструктор. Машиностроитель" постарался не пропустить самые заметные новинки в приводной технике и компонентах для проектирования.
Автоматизация 05.08.2019 Новые разделы - «Робототехника и автоматизация производства» и «Сварка и родственные технологии» пополнят в этом году московскую выставку «Технофорум». Вопросы внедрения промышленных роботов на предприятии будут рассмотрены в рамках семинара «Как роботизировать производство?».