Будущее за прямым электроприводом
Источник: Конструктор. Машиностроитель, журнал
Думаю, авторам статьи "Новые возможности и риски" не стоило делать громких заявлений о создании компанией Grob "первого в мире многоцелевого станка, лишенного гидравлических компонентов". Еще в восьмидесятых годах прошлого века Стерлитамакский станкостроительный завод имени Ленина выпускал такой станок серийно. Это был 2С150ПМФ4 – вертикальный сверлильно-фрезерно-расточный станок с ЧПУ. И мы располагаем серьезным опытом проектирования, изготовления и эксплуатации такой техники.
Конечно, исключение любых дополнительных механизмов (кроме электромеханических) повышает мобильность станка и при пусконаладке, и в обслуживании, поскольку не остается дополнительных факторов, влияющих на его работоспособность и надежность. Есть только механические и электрические компоненты, которые достаточно просто настраивать и контролировать, а также проводить их соответствующее обслуживание и ремонт.
У гидравлики есть свои серьезные преимущества – надежность, энергоемкость, относительная дешевизна и простота в управлении, а значит, и гидравлические компоненты имеют право на жизнь. Есть определенные узлы в станке, которые без гидравлики создать либо весьма сложно, либо почти невозможно.
Использование гидравлики имеет и серьезные минусы:
• использование большого количества компонентов и аксессуаров необходимых для работы гидросистем, таких как насосы, золотники, баки, соединительные шланги и трубы, системы очистки масла и т. п.;
• неизбежные утечки масла в местах соединений трубопроводов и шлангов;
• достаточно дорогостоящая и сложная система очистки и фильтрации самого масла;
• высокая инерционность гидросистемы в целом, что сказывается на качестве управления механизмом;
• и самое главное масло как основная составляющая гидросистемы со временем изменяет свои физические свойства, что будет сказываться на работе механизма и всей системы управления в целом.
Современные электроприводные технологии позволяют получить полностью законченные функциональные устройства с поразительной скоростью и качеством управления практически для любого механизма, тем более в станке. Масса интеллектуальных электроприводных систем позволяет решать практически любые задачи перемещения с высочайшим качеством управления и скоростью, в разы превышающей возможности как механической, так и гидравлической системы станка. Это, конечно, огромный плюс для систем электроприводов, используемых в станках.
С точки же зрения теории, любой инженер скажет, что, согласно законам ТАУ и САУ, диапазон пропускания электрической составляющей в десятки раз шире диапазона гидравлической, механической, пневматической и других составляющих системы в целом.
Это говорит о качестве управления, конечно, никакая гидравлика так не работает. Поэтому необходимо просто определять целесообразность и оптимальность использования этих систем при решении конкретных задач, в том числе и в станкостроении.
Если говорить о будущем, то оно, по моему мнению, за прямым непосредственным электроприводом. В случае, когда привод и исполнительный механизм являются одним целым, получается наилучший результат по качеству и быстродействию управления. Остается толькодобиться хорошего соотношения цена/качество таких устройств!
Андрей Шкенев, заместитель главного конструктора ОАО "Стерлитамакский станкостроительный завод"







