Децентрализованный стартер SK 135Е от компании Nord.
Источник: НОРД Приводы, ООО
Наверняка у многих из нас есть опыт вождения автомобиля. Механизм сцепления позволяет начать движение плавно и без рывков. Можно сказать, что устройство плавного пуска – это некое подобие механизма сцепления для электродвигателя. Краткий обзор от специалиста по электронной приводной технике ООО "НОРД Приводы" Владимира Сабурова.
Основное назначение устройств плавного пуска (УПП) – снижение нагрузки на механическую часть привода, уменьшение пускового момента на валу двигателя, пускового тока и скачков напряжения в электросети. Это позволяет снизить энергопотребление и продлить срок службы оборудования. Изначально УПП были механическими (чаще всего с фрикционной муфтой), затем появились электромеханические устройства. На смену этим устройствам пришли электронные УПП. Принцип их действия – ограничение пускового момента и тока за счет плавного увеличения напряжения на обмотках двигателя в процессе запуска.
В настоящее время самыми распространенными являются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором (АДКЗ). Самый простой и экономичный вариант их пуска – это прямой пуск. Его недостаток – пусковой ток в обмотках превышает номинальный в 6-8 раз, а пусковой момент на валу - в 1,5-2 раза. По этой причине, такой способ чаще всего применяется для пуска маломощных АДКЗ. Второй вариант пуска – переключение обмоток двигателя со схемы "звезда" на "треугольник". С одной стороны, пуск на «звезде» позволяет снизить пусковой ток в 3 раза, однако при переключении на "треугольник" происходит его резкий скачок. Поскольку пусковой момент также снижается в 3 раза, то данный способ неприменим для пуска двигателей с большой нагрузкой на валу. Третий вариант – применение УПП, плавно увеличивающих момент на валу и ток в обмотках до номинальных значений. Как правило, АДКЗ средней и большой мощности подключаются через УПП или частотный преобразователь.
Основная область применения УПП – приводы вентиляторов, насосов и прочих ненагруженных в момент пуска механизмов, не требующих точной регулировки частоты вращения. Для пуска АДКЗ с большой нагрузкой на валу вместо УПП следует применять частотные преобразователи с векторным управлением – они обеспечивают номинальный момент на валу двигателя в течение всего процесса запуска.
Компания Getriebebau NORD GmbH выпускает децентрализованные устройства плавного пуска SK 135E мощностью до 7,5 кВт. Их отличительной особенностью является степень защиты IP55, рабочие температуры -25...+50°С, установка на клеммную коробку электродвигателя. Также имеется исполнение для настенного монтажа рядом с электродвигателем. Установка УПП на электродвигателе позволяет освободить место в шкафу управления для других устройств и отказаться от соединительного кабеля.
В настоящее время компанией Getriebebau NORD выпускаются всего восемь моделей УПП. Они позволяют настраивать продолжительность запуска и останова, величину пускового момента. К их базовым функциям также относится мониторинг параметров двигателя и питающей сети. Все модели имеют встроенный выпрямитель для электромеханического тормоза двигателя, предусмотрена возможность управления тормозом. Некоторые из них обладают такими дополнительными функциями, как реверсивный режим, встроенные дискретные входы для дистанционного управления, поддержка большинства протоколов промышленных сетей (CANopen, Profibus и т.д.).
Возможна поставка УПП со степенью защиты IP66 и во взрывозащищенном исполнении (АТЕХ 22-3D). Для базовой диагностики УПП служат светодиодные индикаторы на передней панели. Для настройки можно воспользоваться встроенным интерфейсом RS-232, подключив внешнюю панель управления или ПК с диагностической программой NORD CON. Все модели имеют одинаковую структуру параметров настройки.
Интересы Getriebebau NORD GmbH в России представляет его дочерняя компания ООО "НОРД Приводы", осуществляющая продажу, техническую поддержку и сервисное обслуживание редукторов, мотор-редукторов, преобразователей частоты и устройств плавного пуска в России, Белоруссии и Казахстане.