Распечатать

Электропривод

Доля сервоприводов в производстве растет

21.12.2015

От современных машин требуется все большая производительность и энергоэффективность. Новейшие системы управления перемещением помогают решать эти задачи, повышают надежность техники, упрощают ее настройку. Особенности использования интеллектуального привода в России мы обсудили с экспертами в области приводной техники.

Какие интеллектуальные опциональные модули сегодня наиболее востребованы?

Алексей Доррер, ООО "Сев-Евродрайф"

Востребованность различных функций привода зависит не только от текущего уровня развития технологии, но и от особенностей технологических процессов. При производстве потребительских товаров до 80 % приводов используются для межоперационного транспорта, и только небольшая часть работает на финальных стадиях производства в режиме позиционирования, электронного кулачка и т.д. В металлообработке картина обратная – большинство приводов функционирует в следящем режиме от ЧПУ.

Тем не менее, видна тенденция увеличения доли сервоприводов в производственном оборудовании. Как правило, они применяются в режиме позиционирования или угловой синхронизации, часто с коррекцией по сигналам фотодатчиков и т.п.

Георгий Черников, ООО "Бош Рексрот"

CCD – межприводная поперечная коммуникация – управление подчиненными приводами при помощи мастер-привода.

ПЛК – ПЛК с функциями управления движения осей мастер - и подчинённых приводов.

Модули безопасности – реализация безопасных остановов, снятия момента по EN13849-1 и EN62061.

Модули интерфейсов реального времени (Sercos3, EtherCAT, Ethernet/IP, ProfiBus, CANOpen, ProfiNet), по которым приходит задание на привод от СУ движением.

Павел Миков, ООО "Тактика"

Сервоприводы серии Lexium 32 имеют большое количество базовых функций, и в большинстве применений использование дополнительных функциональных модулей не требуется. В то же время опционально предлагается большой набор коммуникационных модулей, позволяющих интегрировать сервоприводы Lexium 32 в любую систему управления.

Востребованы ли пользователями решения на базе интеллектуальных приводов вместо контроллеров низшего уровня?

Георгий Черников, ООО "Бош Рексрот"

ПЛК внутри привода, прежде всего, обрабатывает локальные задачи самого привода, например, ПИД-регулирование процессов, которые управляются при помощи вращения мотора. А задачи управления сторонним оборудованием оказываются смежными, поэтому ПЛК привода вместо контроллеров низкого уровня востребуется только тогда, когда используется функционал самого привода. Такие случаи в нашей практике есть.

Алексей Доррер, ООО "Сев-Евродрайф"

Да, такая тенденция заметна в течение последних лет, особенно в производственном оборудовании с простым алгоритмом работы.

Интеллектуальный привод с функциями логического контроллера может полностью управлять несложным технологическим процессом.

Кроме управления своим двигателем, такой привод  выполняет функции электро-автоматики, коммуникации с верхним уровнем, контролирует вспомогательные приводы, пневматику и т.д.

Пример: монорельсовая транспортная тележка на сборочном производстве. Интеллектуальный привод SEW-EURODRIVE получает команды по управляющей сети  от АСУ ТП цеха. Привод работает в позиционном режиме, перемещая груз в заданную точку. Одновременно привод управляет вспомогательными механизмами захвата груза и отслеживает  сигналы системы безопасности.

Павел Миков, ООО "Тактика"

Внедрение интеллектуальных функций в сервопривод зачастую не востребовано на российском рынке из-за низкой ремонтопригодности силами конечного пользователя - интеллектуальный привод не позволяет произвести оперативную замену на аналогичный без программирования контроллера сервопривода.
Полагаю, что оптимальным при построении решения, особенно при использовании двух и более приводов, имеющих взаимосвязанное движение, будет использование отдельной системы управления. Например, контроллеры Schneider Electric имеют готовые функциональные блоки для решения отдельных технологических процессов на базе сервоприводов Lexium 32 и Lexium 26. Применение данных блоков позволяет значительно сократить затраты на разработку комплексных систем, а также минимизировать ошибки при их создании.

Что войдет в число базовых функций интеллектуальных приводов завтрашнего дня?

Георгий Черников, ООО "Бош Рексрот"

Назову некоторые из функций в примерном хронологическом порядке появления:

  • Предрасчет известной траектории движения для улучшения параметров движения (сейчас эта функция есть в СУ движением).

  • Адаптивное/обучающееся управление мотором при последующих повторяющихся траекториях движения.

  • Расширение возможностей уже существующего, встроенного в привод компилятора, реализация возможностей Rexroth Open Core Engineering, который сейчас позволяет создавать алгоритмы ПЛК привода на языках программирования типа C, а в будущем даст возможность внесения изменений в алгоритмы работы привода, создания пользовательских функций, изменения состава параметров в зависимости от задач привода.

  • Адаптация привода при его включении к любому из существующих типов электромоторов (всем синхронным, асинхронным и т.д.) и их конструктиву.

Функция предсказания изменений приведенного к валу мотора момента инерции, резонансных мех. частот. Это выражается в квази-мгновенной адаптации к изменяющимся мех. характеристикам в процессе движения, например, многоосевого манипулятора, демпферных систем с непредсказуемыми изменениями характеристик движения.

Алексей Доррер, ООО "Сев-Евродрайф"

Концепция Industry 4.0 предусматривает программную адаптацию к новым технологиям и продуктам, самообучение, самодиагностику и заказ сервиса без участия персонала.

Относительно приводов могу предположить, что следующим шагом (после прихода Ethernet) станет беспроводная коммуникация с верхним уровнем.

Еще одним трендом становится уменьшение числа электрических связей. В ближайшей перспективе силовые и информационные сигналы будут совмещены в один кабель.

Затем произойдет переход на бесконтактную передачу силового питания и информационных сигналов между преобразователем и двигателем.

Создание интеллектуального привода требует не только знаний в области электроники, но и глубокой компетенции в процессах, которые необходимо автоматизировать. В каких технологических процессах вы обладает серьезным практическим опытом?

Георгий Черников, ООО "Бош Рексрот"

В станочном применении (материалообработке), складировании (паллетировании), робототехнике, прессах, "летающей" пиле.

Алексей Доррер, ООО "Сев-Евродрайф"

SEW-Eurodrive более 80 лет поставляет приводы для следующих отраслей промышленности: подъемно-транспортная техника и логистика, производство строительных материалов, продуктов питания, напитков. Наша продукция также широко используется в энергетике, автомобилестроении, обработке металлов, химической промышленности. При разработке приводов наша компания, несомненно, учитывает особенности технологии различных отраслей.

С другой стороны, опыт, накопленный во многих отраслях промышленности, позволяет предлагать заказчикам инновационные приводные решения. Например, компетенция в упаковочных технологиях  позволила нам создать высокопроизводительные решения с сервоприводами  для производства строительных материалов.

Павел Миков, ООО "Тактика" (Ижевск)

В силу специфики региона наш преобладающий опыт по внедрению сервоприводов связан со станкостроением. Это и управление подачами, и их связь с системами ЧПУ, и управление главным движением с поддержанием требуемых моментов.

Так же наши инженеры реализовывали проекты по созданию упаковочного оборудования, резке мерных заготовок и нанесению меток в непрерывных процессах. Мы разрабатывали устройства сварки линейных швов, систем управления процессами по обратной связи с технологическими параметрами.

Автоматизация 03.02.2020 С новым ABB Ability™ Smart Sensor пользователь имеет возможность дистанционно контролировать состояние оборудования цифрового электропривода, расположенного во взрывоопасных зонах и получать упрощенный доступ к улучшенной аналитике данных и ее расширенную функциональность.
Электропривод 02.10.2019 Золотую медаль за инновационную трансмиссию eAutoPowr и интеллектуальную систему e8WD получила компания John Deere от Сельскохозяйственного общества Германии (DLG). Еще за 39 продуктов и решений были отмечены серебряными наградами.
Электропривод 30.09.2019 Компания Sumitomo Heavy Industries достигла соглашения о приобретении производителя частотно-регулируемых приводов Invertek Drives. Как сообщается в релизе, это очередной шаг стратегии по развитию бизнеса, как с точки зрения увеличения портфеля, так и расширения охвата мирового рынка.
Электропривод 30.09.2019 Компания Schaeffler выходит на рынок двигателей для электромобилей с модульной технологической платформой высокой степени интеграции. Ряд применений варьируется от гибридных модулей и специализированных гибридных трансмиссий (DHT) до электрических двигателей для электрических мостов.
Электропривод 10.09.2019 Компания ABB выиграла заказы на сумму более 140 миллионов долларов от швейцарского производителя поездов Stadler на поставку современного тягового оборудования для поездов и локомотивов в США и нескольких европейских странах.
Электропривод 02.09.2019 Преобразователь частоты компании Danfoss получил возможность мониторинга и прогнозирование технического состояния систем с частотным регулированием. VLT AutomationDrive FC 302 позволяет заблаговременно обнаруживать неполадки в приводной системе.
Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Электропривод 27.08.2019 Cуществует несколько эффективных технологичных мероприятий, позволяющих ускорить процесс внедрения высокоэнергоэффективных двигателей. Одно из них заключается в заливке ротора медным сплавом, обладающим высокой электрической проводимостью, и, следовательно, снижающим потери в обмотке ротора.