Европа спешит за США
Источник: Конструктор. Машиностроитель, журнал
Через три месяца Евросоюз сделает очередной шаг в сторону экономии энергопотребления. С июня там будет запрещен выпуск электромоторов низшего класса энергоэффективности IE1. А начиная с 2015 года в Старом Свете можно будет использовать лишь моторы класса IE3 "премиум", а двигатели же IE2 смогут эксплуатироваться лишь в составе частотного привода. Европа уже запаздывает, в США с декабря в ходу только "премиум"-класс. Должна ли Россия последовать зарубежному примеру? Этот вопрос мы адресовали экспертам из центров по разработке и производству электромашин на территории СНГ.
Андрей Кобелев, НИПТИЭМ
Убеждены, что Россия не должна отставать. Эти слова в корпорации "РУСЭЛПРОМ" подтверждаются делом: наш институт разработал активные части на основные габариты общепромышленных низковольтных двигателей энергоэффективной серии: 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315.
Двигатели разработаны в двух увязках, CENELEC и ГОСТ Р 51689-2000 (вариант 1), а также модификации повышенной мощности. Основной класс энергоэффективности: IE2. На переходный период сохранен класс энергоэффективности IE1. Решения по активным частям таковы, что возможны модификации на высшую энергоэффективность IE3. Россия должна максимально придерживаться сроков внедрения энергоэффективных двигателей, установленных Евросоюзом.
Дмитрий Балашов, "Могилевский завод "Электродвигатель"
Учитывая, что выпуск в РФ энергоэффективных двигателей классов IE2 и IE3 потребует принципиально нового и дорогостоящего оборудования, целесообразно переход на них осуществлять последовательно в 2014–2015 годах. К сведению: в ЕС переход от двигателей класса энергоэффективности ЕFF к IE занял около семь лет.
Вячеслав Попов, "Уралэлектро"
Безусловно, это необходимо делать. Сроки не должны сильно отличаться от европейских, а лучше – соответствовать им.
Имеет ли Ваша компания энергоэффективные электродвигатели в линейке выпускаемой продукции? Оцените уровень спроса на них.
Андрей Кобелев, НИПТИЭМ
На заводе ОАО "ВЭМЗ" в серийное производство уже внедрен габарит 160 мм.
В ближайшие полгода ожидается внедрение габарита 180 мм. Уровень спроса на энергоэффективные двигатели в РФ пока невысок, поскольку высокие показатели энергоэффективности обеспечиваются увеличением расхода активных материалов, что, разумеется, приводит к удорожанию двигателя на 10–15%. Повышение спроса лежит на пути вдумчивой и настойчивой разъяснительной работы с крупными, да и с мелкими, заказчиками асинхронных двигателей.
Специалисту-электромеханику известны преимущества энергоэффективных двигателей:
– быстрая окупаемость (за 12–18 месяцев) за счет меньшего потребления энергии;
– увеличенная надежность ввиду низкой рабочей температуры обмотки; по этой же причине - очень высокий сервис-фактор;
– лучшие регулировочные свойства;
– существенно меньшие шум и вибрация за счет уменьшенных вентиляторов;
– большая перегрузочная способность.
Эту информацию необходимо максимально донести до большой армии покупателей асинхронных электродвигателей. Тут потребуется и прямая работа трейдеров с покупателями, и организация научно-технических семинаров, и публикации в научно-технических и научно-популярных изданиях.
Дмитрий Балашов, "Могилевский завод "Электродвигатель"
Сейчас около 50% двигателей мы изготавливаем не ниже класса ЕFF2 (в прежней классификации), остальные – ЕFF3. Уровень спроса на энергоэффективные двигатели стабильно высок и имеет тенденцию к росту.
Вячеслав Попов, "Уралэлектро"
Наше предприятие подковано в данном вопросе, пожалуй, как никто другой – на протяжении нескольких лет мы тесно сотрудничаем с крупной австрийской компании "Ватт Драйв" – экспертом в области приводных технологий. В настоящее время мы уже производим порядка 20 типоразмеров электродвигателей с классом эффективности IE2 по евростандарту. В рамках инвестпроекта предприятие планирует до конца этого года освоить всю гамму производимых электродвигателей (более 100 типоразмеров) в энергоэффективном исполнении.
Использование осваиваемых "Уралэлектро" электродвигателей с классом эффективности IE2 (увеличение КПД в среднем на 4,5%) в составе электроприводов позволит снизить энергопотребление в среднем на 20%, а использование электродвигателей с классом эффективности IE3 (увеличение КПД в среднем на 6,7%) – на 40%. За весь период эксплуатации электродвигателей (20 000 часов) затраты распределяются следующим образом: 3% – приобретение электродвигателя; 2% – монтаж, техническое обслуживание и ремонт; 95% – оплата электроэнергии, потребляемой электродвигателем.
Цена реализации энергоэффективных электродвигателей ориентировочно возрастет: с классом эффективности КПД IE2 – на 10–15 %; с классом эффективности IE3 – на 20–25%, при этом затраты на приобретение электродвигателей с IE 2 окупятся в течение 2–3 лет, а электродвигателей с IE3 – в течение 1–1,5 года. Спрос на энергоэффективные электродвигатели в России в настоящее время формируется.
Какую экономию может дать использование ЭЭД в российской промышленности?
Вячеслав Попов, "Уралэлектро"
Известно, что основная доля расходуемой предприятиями электроэнергии (около 60%) приходится на электропривод. По данным Минэнерго РФ, потенциал отечественного энергосбережения оценивается в 360–430 млн тонн условного топлива в год.
Это составляет около 30 процентов внутреннего потребления энергии в стране. Внедрение энергоэффективных двигателей в России позволит сэкономить около 120 ГВт/ч в год, или более 240 млн рублей на каждые 100 тыс. двигателей.
Андрей Кобелев, НИПТИЭМ
Внедрение энергоэффективных двигателей в России (без учета эффекта от применения частотно-регулируемого привода) даст, по нашим оценкам, около 6 ТВт•ч в год, или более 18 миллиардов рублей экономии. Не менее 25% показанной экономии должны обеспечить после разработки и освоения энергоэффективные двигатели производства ОАО «ВЭМЗ».
Занимаетесь ли вы разработкой и внедрением новых серий энергоэффективных двигателей? На каком этапе находится эта работа? Необходима ли государственная поддержка?
Андрей Кобелев, НИПТИЭМ
Поддержка при производстве энергоэффективных электродвигателей должна, на наш взгляд, быть двоякой. Во-первых, это скорейшее принятие стандарта МЭК 60034-30, регламентирующего классы энергоэффективности асинхронных двигателей.
Инспектирование заводов-изготовителей и крупных потребителей асинхронных двигателей с целью скорейшего прекращения производства и потребления АЭД класса энергоэффективности IE1 и ниже.
Во-вторых, поскольку разработка и внедрение новой серии АЭД, причем не просто новой, а концептуально новой, предусматривает затраты в сотни миллионов рублей (прежде всего это затраты на внедрение новых дорогостоящих технологических процессов, повышающих качество изделий), на государственном уровне желательно разработать экономические мероприятия в поддержку заводов–производителей энергоэффективных электродвигателей. Заметим, что внедрение единых серий 4А, АИР в СССР рассматривалось как задача государственного масштаба (в разработке и освоении участвовали в совокупности десятки заводов, НИИ, КБ и вузов), причем объем финансирования исчислялся тоже сотнями миллионов рублей, но еще советских.
Дмитрий Балашов, «Могилевский завод "Электродвигатель"
Работы по разработке новых серий энергоэффективных двигателей проводятся в плановом порядке и находятся на стадии ОКР и технической проработки.
Для успешного проведения данных работ, безусловно, требуется государственная поддержка, одной из форм которой может быть введение ограничительных таможенных пошлин (или полный запрет на ввоз) на электродвигатели с более низким уровнем энергоэффективности со сроком действия до 2015 г., а с 2018 года введение запрета на использование электродвигателей с уровнем энергоэффективности ниже IE2.
Фотография 4 предоставлена ООО "Уралэлектро"