Распечатать

Электропривод

В каких применениях линейные оси имеют преимущество?

20.06.2017

Электрические линейные приводы активно развиваются – растет их мощность, снижается цена, расширяется спектр применений. Они способны регулировать как положение штурвала комбайна, так и работу высокодинамичных испытательных стендов. Заместитель директора по науке ООО «РУХСЕРВОМОТОР» Сергей Сидорук считает, что линейные оси однозначно опережают конкурентов в областях автоматизации и машиностроения, где требуется точное, скоростное и гибко программируемое перемещение.

Линейная ось LSMA-T-32-265-50

КМ: К минусам электромеханической техники линейных перемещений (ЭТЛП) традиционно относят высокую стоимость и ограниченный ресурс. Меняется ли ситуация?

Мнение об ограниченном ресурсе ЭТЛП является неверным, а о высокой стоимости – преувеличенным. Разумеется, по стоимости ЭТЛП проигрывает дешевым ременным и пневмоприводам в автоматизации, однако вполне конкурентноспособна со стоимостью шлифованных ШВП в машиностроении, а ресурс значительно выше, поскольку отсутствуют износ, люфт и техобслуживание.

КМ: На каком рубеже находятся сегодня технические параметры (точность, скорость и т. п.) разных типов ЭТЛП?

Все ЭТЛП отличаются высокой скоростью (до 5–7 м/с) и повторяемостью (1–2 мкм), а также отсутствием люфтов и техобслуживания. Точность ЭТЛП определяется точностью использованных в конструкции линейных направляющих и датчиков положения (энкодеров) и составляет 3–5 мкм/м. Специсполнения на аэростатических подшипниках могут иметь точность до 1 мкм/м; повторяемость до 0,1 мкм и разрешение до 1 нанометра.

КМ: Пневматику и гидравлику традиционно относят к потенциальным жертвам ЭТЛП. Установка с тремя типами приводов была недавно представлена на одной из европейских выставок. На выполнении одной и той же работы пневматический привод затратил 489 Вт, усовершенствованный пневмопривод 182 Bт, а электрический 84 Вт. Разница впечатляющая, однако, по данным 2015 г., в Германии производство гидравлики не упало, а пневматики даже выросло. Чем это можно объяснить?

Определяющим фактором в применении ЭТЛП является не энергопотребление, а стоимость самого привода. Он неконкурентоспособен в простых задачах автоматизации (движение от упора до упора, где применяется пневмопривод), а также задачах с большим усилием, где предпочтительнее гидравлика. Вместе с тем ЭТЛП однозначно выигрывает в областях автоматизации и машиностроения, где требуется точное, скоростное и гибко программируемое перемещение (станки лазерной резки, автоматические производственные линии).

КМ: Много разговоров ведется о мехатронных линейных модулях. Насколько легко сконфигурировать оптимальную систему и добиться максимальной эффективности? Какие методики выбора предлагаете вы? Помогаете ли клиентам в тестировании готовых узлов в условиях реальной эксплуатации (вплоть до отслеживания динамики температуры)?

Мехатронные линейные модули целесообразно применять там, где требуется точное, скоростное и гибко программируемое перемещение. Методика выбора сводится к определению эффективности применения, выбору соответствующих по точности и стоимости компонентов, расчету рабочего цикла по усилию и нагреву, подбору продуктов по усилию и скорости. Все расчеты и испытания выполняются для типовых климатических условий, возможен пересчет параметров для расширенного температурного диапазона.

КМ: Имеет ли особенности реализация вертикальных осей?

Для вертикальных осей необходимо предусмотреть пружинный либо пневматический противовес, а также при необходимости аварийный тормоз, во избежание повреждений при исчезновении напряжения питания.

КМ: ЭТЛП – относительно новое веяние в российской промышленности. В технической литературе можно встретить такие термины, как линейные оси, электроцилиндры, электромеханические актуаторы… Не меньший разброс и в англоязычных источниках. Какой терминологии придерживаетесь вы?

ООО «РУХСЕРВОМОТОР» руководствуется устоявшейся англоязычной терминологией – линейный синхронный двигатель (linear synchronous motor) для встраиваемых двигателей и линейная ось (linear stage) для законченных изделий. Использование стандартной терминологии весьма важно для корректного составления международных контрактов и оптимизации поиска нашего сайта.

Встраиваемый линейный двигатель LP 32-359-50

КМ: В России линейные моторы используют в основном в станкостроении, в частности, в станках для лазерной резки. А какие еще ниши для них вы видите?

Помимо станков лазерной резки перспективными направлениями являются высокоточные линейные столы для электроэрозионных станков, станков полирования асферических линз, а также автоматических производственных линий.

КМ: Есть ли в вашем портфеле линейные приводы с термокомпенсацией?

Вопрос термокомпенсации является достаточно дорогостоящим и обычно решается путем использования термостабильного помещения. При неправильном подходе термокомпенсация может оказаться не только дорогостоящей, но и вредной. Например, если линейный стол на стальном основании используется не в термостабильном помещении, детали изготовлены из стали с коэффициентом расширения 11 мкм/(град•м), а датчики положения – из термокомпенсированной керамики с коэффициентом расширения, практически равным нулю, то такого рода термокомпенсация не только увеличивает стоимость, но и ухудшает точность, поскольку деталь и стол имеют разные температурные коэффициенты и разные размеры и перемещения при различных температурах.

КМ: Какие свои новинки вы бы выделили?

Успешно поставляемые в Германию, Чехию, Китай новые серии встраиваемых линейных двигателей LP32, LC32, а также станки лазерной резки LaserCut на их основе.

Станок лазерной резки LaserCut-3015 на линейных двигателях LP 32

КМ: Какими тенденциями характеризуется сегодняшний рынок ЭТЛП в России?

Весьма ограниченными продажами, поскольку российские машиностроители вместо разработки своих станков предпочитают покупать готовые зарубежные, а рынок автоматизации не развит.

журнал Конструктор. Машиностроитель 2017-3

 

Автоматизация 03.02.2020 С новым ABB Ability™ Smart Sensor пользователь имеет возможность дистанционно контролировать состояние оборудования цифрового электропривода, расположенного во взрывоопасных зонах и получать упрощенный доступ к улучшенной аналитике данных и ее расширенную функциональность.
Электропривод 02.10.2019 Золотую медаль за инновационную трансмиссию eAutoPowr и интеллектуальную систему e8WD получила компания John Deere от Сельскохозяйственного общества Германии (DLG). Еще за 39 продуктов и решений были отмечены серебряными наградами.
Электропривод 30.09.2019 Компания Sumitomo Heavy Industries достигла соглашения о приобретении производителя частотно-регулируемых приводов Invertek Drives. Как сообщается в релизе, это очередной шаг стратегии по развитию бизнеса, как с точки зрения увеличения портфеля, так и расширения охвата мирового рынка.
Электропривод 30.09.2019 Компания Schaeffler выходит на рынок двигателей для электромобилей с модульной технологической платформой высокой степени интеграции. Ряд применений варьируется от гибридных модулей и специализированных гибридных трансмиссий (DHT) до электрических двигателей для электрических мостов.
Электропривод 10.09.2019 Компания ABB выиграла заказы на сумму более 140 миллионов долларов от швейцарского производителя поездов Stadler на поставку современного тягового оборудования для поездов и локомотивов в США и нескольких европейских странах.
Электропривод 02.09.2019 Преобразователь частоты компании Danfoss получил возможность мониторинга и прогнозирование технического состояния систем с частотным регулированием. VLT AutomationDrive FC 302 позволяет заблаговременно обнаруживать неполадки в приводной системе.
Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Электропривод 27.08.2019 Cуществует несколько эффективных технологичных мероприятий, позволяющих ускорить процесс внедрения высокоэнергоэффективных двигателей. Одно из них заключается в заливке ротора медным сплавом, обладающим высокой электрической проводимостью, и, следовательно, снижающим потери в обмотке ротора.