Распечатать

Электропривод

InnoTrans-2018: курс на автономность

12.12.2018

Более 160 тысяч человек посетили InnoTrans-2018 - ведущую европейскую выставку транспортной тематики. Одним из тех, кто побывал в конце сентября в Берлине, стал постоянный эксперт журнала «Конструктор. Машиностроитель» Станислав Флоренцев.

Гибридные приводы, локомотивы с водородным топливом, транспортные средства с автономным управлением - на InnoTrans-2018 в Берлине было представлено более трех тысяч экспозиций из шестидесяти одной страны в области железнодорожного и городского транспорта, компонентов для их производства, систем управления, безопасности, удаленного мониторинга и пр.

Обратили на себя внимание две важные тенденции в области транспорта. Во-первых, использование асинхронного тягового электропривода. Исключением является оригинальная конструкция тягового синхронного электродвигателя с постоянными магнитами, встроенного на вал колесной пары от Skoda Transportation (см. ниже).

Тяговый синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, встроенного на вал колесной пары от Skoda Transportation. Источник: С. Н. Флоренцев

  Все колеса низкопольного трамвая компании Skoda приводятся в движение тяговыми электродвигателями, встроенными на вал колесной пары Источник: Messe BerlinВсе колеса низкопольного трамвая компании Skoda приводятся в движение тяговыми электродвигателями, встроенными на вал колесной пары

Второй заметной тенденцией является активное использование накопителей энергии на борту транспортных средств - трамваев, метро, гибридных маневровых тепловозов, электровозов. Это дает преимущество в экологичности (в режиме автономного хода) и экономичности (в циклических режимах работы). Практически все, представленные на InnoTrans маневровые тепловозы, были гибридными и имели возможность автономного хода.

Шестиосный локомотив Stadler модели Eurodual  с бимодальным приводом предназначен для грузоперевозок. В дизель-электрическом режиме мощность составляет до 2 800 кВт, в электрическом до 7 000 кВт. Максимальная скорость -  120 км/час. Источник: Messe BerlinШестиосный локомотив Stadler модели Eurodual  с бимодальным приводом предназначен для грузоперевозок. В дизель-электрическом режиме мощность составляет до 2 800 кВт, в электрическом до 7 000 кВт. Максимальная скорость -  120 км/час

Канадская Bombardier Transportation продемонстрировала электропоезд  TALENT 3 с литий-ионными аккумуляторами. Он обладает запасом автономного хода до 40 км с возможностью подзарядки от контактной сети в течение семи минут или за счет рекуперации при торможении.

TALENT 3 рассматривается в качестве альтернативы классическим тепловозам. В следующем году он начнет перевозить пассажиров в Европе Источник: BombardierTALENT 3 рассматривается в качестве альтернативы классическим тепловозам. В 2019 году он начнет перевозить пассажиров в Европе

В сегменте компонентов и силовых преобразователей все фирмы представили новые разработки тяговых преобразователей на базе  полупроводниковых  SiC- модулей. Это повышает КПД, снижает габариты и требования к системам охлаждения.

Большая часть тяговых преобразователей, показанная в Берлине, оборудована жидкостным охлаждением.

Среди других тенденций выделим расширенные системы диагностики и  удаленного мониторинга у всех представленных тяговых преобразователей, а также представленную широкую гамму силовых полупроводниковых SiC-модулей (при стоимости на порядок выше, чем у IGBT-модулей).

Использование  силовых модулей на карбиде кремния (SIC-модулей) позволяет конвертерам PowerBriX компании Knorr-Bremse Powertech GmbH иметь до 50% большую плотность мощности, быть почти на треть легче и на 35 % компактнее предшественниковИспользование  силовых модулей на карбиде кремния (SIC-модулей) позволяет конвертерам PowerBriX компании Knorr-Bremse Powertech GmbH иметь до 50% большую плотность мощности, быть почти на треть легче и на 35 % компактнее предшественников

В области систем диагностики, навигации, удаленного мониторинга ж/д транспортных средств компании продемонстрировали широкую номенклатуру аппаратных и программных средств. Также отмечу активное применение технологий передачи данных через «облако» и использование ресурсов операторов мобильной связи.

В области мобильных путевых машин заметен перевод путевой техники с гидропривода на электромеханическую трансмиссию (для мощных машин).

На выставке было представлено несколько проектов по искусственному интеллекту и транспортным средствам без оператора.

Siemens Mobility показала исследовательский проект – первый в мире автономный трамвай Источник: SiemensSiemens Mobility показала на InnoTrans 2018 исследовательский проект – первый в мире автономный трамвай

Это экспериментальное транспортное средство оборудовано несколькими лазерными локаторами (лидарами), радарами и датчиками-видеокамерами. Они выполняют роль "цифровых глаз", собирая данные о дорожной обстановке

Из других интересных новинок отмечу первый в мире пассажирский поезд для метро, сделанный из карбонового волокна. Китайская компания CRRC представила состав CETROVO, который на 13% легче традиционных поездов из стали и сплавов алюминия. Это позволяет экономить энергию при движении. Из карбона выполнен корпус вагона, рама тележки, кабина, отсек оборудования. Материал отличает высокий предел усталости,  стойкость к коррозии и устойчивость к атмосферному воздействию.

Состав CETROVO также,  как и большинство его конкурентов, оснащен системой накопления энергии и способен передвигаться на дистанцию до 15 км без внешнего источника питания Источник: Messe BerlinСостав CETROVO также,  как и большинство его конкурентов, оснащен системой накопления энергии и способен передвигаться на дистанцию до 15 км без внешнего источника питания

Кондиционеры поддерживают влажность и температуру в вагонах в автоматическом режиме. На 3 дБ снижен шум в вагоне.  Поезд может развивать скорость до 140 км/ч и работать в беспилотном режиме. CETROVO имеет более 110 точек мониторинга состояния. В состав может входить от двух до двенадцати вагонов, изменение длины поезда совершается в короткие сроки. После завершения испытаний планируется ввести CETROVO в эксплуатацию.

Белорусская компания SkyWay показала высокоскоростной шестиместный модуль струнного транспорта. По словам разработчиков, он способен развивать скорость до 500 км/ч, а расход топлива составит менее кг на пассажира на сто км пути. Это в числе прочего, наверно, можно объяснить близкими к теоретическому пределу аэродинамическими характеристиками юнибуса и движением по «струнному рельсу».

Расчетная скорость юнибуса 500 км/ч. В этом году в ОЭА стартовало строительство тестовых участков для пассажирского состава SkyWayРасчетная скорость юнибуса 500 км/ч. В этом году в ОЭА стартовало строительство тестовых участков для пассажирского состава SkyWay

InnoTrans одна из редких европейских выставок, имеющих  достаточно широкое российское представительство. Российскую Федерацию в Берлине представляли  пятьдесят участников – от гигантов вроде РЖД, ЕВРАЗа  и «Мечела» до небольших компаний, специализирующихся на обслуживании потребностей транспортного сегмента.  

Посетители InnoTrans-2018 присматриваются к продукции компании «Сибеко» из Свердловской области Источник: Messe BerlinПосетители InnoTrans-2018 присматриваются к продукции компании «Сибеко» из Свердловской области 

 

Автоматизация 03.02.2020 С новым ABB Ability™ Smart Sensor пользователь имеет возможность дистанционно контролировать состояние оборудования цифрового электропривода, расположенного во взрывоопасных зонах и получать упрощенный доступ к улучшенной аналитике данных и ее расширенную функциональность.
Электропривод 02.10.2019 Золотую медаль за инновационную трансмиссию eAutoPowr и интеллектуальную систему e8WD получила компания John Deere от Сельскохозяйственного общества Германии (DLG). Еще за 39 продуктов и решений были отмечены серебряными наградами.
Электропривод 30.09.2019 Компания Sumitomo Heavy Industries достигла соглашения о приобретении производителя частотно-регулируемых приводов Invertek Drives. Как сообщается в релизе, это очередной шаг стратегии по развитию бизнеса, как с точки зрения увеличения портфеля, так и расширения охвата мирового рынка.
Электропривод 30.09.2019 Компания Schaeffler выходит на рынок двигателей для электромобилей с модульной технологической платформой высокой степени интеграции. Ряд применений варьируется от гибридных модулей и специализированных гибридных трансмиссий (DHT) до электрических двигателей для электрических мостов.
Электропривод 10.09.2019 Компания ABB выиграла заказы на сумму более 140 миллионов долларов от швейцарского производителя поездов Stadler на поставку современного тягового оборудования для поездов и локомотивов в США и нескольких европейских странах.
Электропривод 02.09.2019 Преобразователь частоты компании Danfoss получил возможность мониторинга и прогнозирование технического состояния систем с частотным регулированием. VLT AutomationDrive FC 302 позволяет заблаговременно обнаруживать неполадки в приводной системе.
Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Электропривод 27.08.2019 Cуществует несколько эффективных технологичных мероприятий, позволяющих ускорить процесс внедрения высокоэнергоэффективных двигателей. Одно из них заключается в заливке ротора медным сплавом, обладающим высокой электрической проводимостью, и, следовательно, снижающим потери в обмотке ротора.