Распечатать

Электропривод

Испытан «первый в России» тяговый синхронный двигатель с постоянными магнитами

06.03.2019

Источник: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)

На Тульском заводе горно-шахтного оборудования начались испытания электровоза с новым энергоэффективным тяговым электродвигателем, созданным учеными Новосибирского государственного технического университета. По словам специалистов НГТУ, «первый в России» синхронный двигатель с постоянными магнитами для рудничного электровоза в сочетании с энергоэффективной литий-ионной батареей до 50 % увеличил производительность новой машины по сравнению с электровозами предыдущих поколений.

Новые технологии, ставшие основой конструкции магнитной системы электромашины, и специальные обмоточные структуры внутри неё, позволили в два-три раза снизить массу активных материалов и повысить КПД двигателя 10—20 % по сравнению с классическими асинхронными двигателями и двигателями постоянного тока.

Помимо нового энергоэффективного двигателя, в машине вместо применявшихся ранее свинцово-кислотных или щелочных батарей, будут использоваться литий-ионные аккумуляторы от компании «Лиотех».

Первые испытания показали, что новая технология позволила не только сократить массу и габариты тягового двигателя, но и, благодаря повышенному вращающему моменту, увеличить его грузоподъемность. Также из-за уменьшения потерь в двигателе и роста КПД до 90%, значительно возросла и энергоэффективность электровоза. При этом уменьшился разряд аккумуляторной батареи, и возросло время работы электровоза.

Из-за уменьшения потерь в двигателе и роста КПД до 90%, значительно возросла и энергоэффективность электровоза. Разработчики предполагают, что эти электрические машины найдут использование как в составе общепромышленного электропривода (станки, вентиляционные системы), так и в специализированных применениях - автомобильной промышленности, авиации, в электроприводе погружных насосов и т. п.), а также в качестве инверторных генераторов.

Разработка синхронный двигатель с постоянными магнитами для рудничного электровоза началась в феврале 2018 года в ответ на запрос Тульского завода горно-шахтного оборудования. К концу лета новосибирские инженеры подготовили конструкторскую документацию и смогли выпустить в производство первый макетный образец на базе компании ООО «РЭМ». По словам авторов разработки, первые испытания разработки прошли в НГТУ и показали, что мощность получилось развить больше заявленной.

Второй этап испытаний разработки прошел в Томске, где инженеры компании ООО «НФП Мехатроника-Про» занимались созданием системы управления для двигателя. В заводских условиях электродвигатель подтвердил свои улучшенные показатели мощности в сравнении с двигателями предыдущих поколений.

В настоящее время новый электровоз проходит приемо-сдаточные испытания в реальных условиях работы в шахтах. Электродвигатель имеет свою особенность: он должен быть взрывозащищенным, что требуется для обеспечения безопасности проведения работ в шахтах. Специальная оболочка не позволяет взрыву выйти за пределы двигателя. Если испытания пройдут успешно, начнется запуск производства новых электродвигателей.

«Аналогичную технологию мы уже использовали во многих решениях, - сообщил к. т. н., доцент НГТУ и один из авторов разработки Дмитрий Топорков, - в электромеханическом усилителе руля для автомобиля семейства «Лада» (калужским ОАО «Автоэлектроника» было выпущено более 1,5 млн комплектов), в двигателях погружных насосов для добычи нефти, в отрезке серии общепромышленных двигателей, ветрогенераторах, прецизионных следящих приводах и других разработках. Главный идеолог машин нового поколения — заведующий кафедрой электромеханики профессор Александр Шевченко. Он внес большой вклад в развитие теории, внедрил на практике эти электрические машины и сегодня считается ведущим специалистом в стране».

Автоматизация 03.02.2020 С новым ABB Ability™ Smart Sensor пользователь имеет возможность дистанционно контролировать состояние оборудования цифрового электропривода, расположенного во взрывоопасных зонах и получать упрощенный доступ к улучшенной аналитике данных и ее расширенную функциональность.
Электропривод 02.10.2019 Золотую медаль за инновационную трансмиссию eAutoPowr и интеллектуальную систему e8WD получила компания John Deere от Сельскохозяйственного общества Германии (DLG). Еще за 39 продуктов и решений были отмечены серебряными наградами.
Электропривод 30.09.2019 Компания Sumitomo Heavy Industries достигла соглашения о приобретении производителя частотно-регулируемых приводов Invertek Drives. Как сообщается в релизе, это очередной шаг стратегии по развитию бизнеса, как с точки зрения увеличения портфеля, так и расширения охвата мирового рынка.
Электропривод 30.09.2019 Компания Schaeffler выходит на рынок двигателей для электромобилей с модульной технологической платформой высокой степени интеграции. Ряд применений варьируется от гибридных модулей и специализированных гибридных трансмиссий (DHT) до электрических двигателей для электрических мостов.
Электропривод 10.09.2019 Компания ABB выиграла заказы на сумму более 140 миллионов долларов от швейцарского производителя поездов Stadler на поставку современного тягового оборудования для поездов и локомотивов в США и нескольких европейских странах.
Электропривод 02.09.2019 Преобразователь частоты компании Danfoss получил возможность мониторинга и прогнозирование технического состояния систем с частотным регулированием. VLT AutomationDrive FC 302 позволяет заблаговременно обнаруживать неполадки в приводной системе.
Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Электропривод 27.08.2019 Cуществует несколько эффективных технологичных мероприятий, позволяющих ускорить процесс внедрения высокоэнергоэффективных двигателей. Одно из них заключается в заливке ротора медным сплавом, обладающим высокой электрической проводимостью, и, следовательно, снижающим потери в обмотке ротора.