Распечатать

Электропривод

КТР предлагает решения от судостроения до горнодобывающей отрасли

22.01.2019

Источник: КТР РУС, ООО

Немецкая компания КТР заслужила известность у российских потребителей прежде всего своими муфтами. ВВячеслав Васильевич Зюбин, генеральный директор ООО «КТР Рус» последнее время серьезно расширился и ассортимент тормозных систем. Подробностями с нами поделился Вячеслав Зюбин, глава российского подразделения КТР.

Вячеслав Васильевич, пять лет назад компанией была приобретена EM Brake Systems. Эта сделка пополнила портфель КТР мощными электромеханическими тормозами с зажимным усилием до 400 кН. В итоге компания стала одним из немногих производителей, одновременно предлагающих рынку и гидравлические тормоза, и электромеханические…

… и тормоза с гидротолкателями. Гидравлические, кстати, предлагаются с зажимным усилием до 1200 кН. Применяются тормоза в подъемно-транспортном, горном, энергетическом оборудовании и во многих других сферах.

КТР постоянно ведет исследования по улучшению существующей линейки продукции и созданию новых решений. Например, относительно недавно появившийся продукт КТР-STOP NC – т. н. гидравлическая зажимная система пассивного типа. Для компании это стало абсолютно новой разработкой, а в станкостроении она уже хорошо известна. По сути, это тормоз, который воздействует непосредственно на вращающуюся ось, охватывая ее по окружности. Применяется он для фиксирования положения валов при точном позиционировании инструмента в станках и машинах.

Гидравлическая зажимная система пассивного типа КТР-STOP NCГидравлическая зажимная система пассивного типа КТР-STOP NC

Также к новинкам относятся уже упомянутые тормоза с гидротолкателями КТР-STOP TB. Дополнительные индексы S и T обозначают, соответственно, дисковое и барабанное исполнение. Это очень популярные в промышленности исполнения тормозов, и КТР стал игроком и на этом поле.

Тормоза с гидротолкателями КТР-STOP Фото: KTRТормоза с гидротолкателями КТР-STOP TB S (слева) и КТР-STOP TB T

Выделение этого направления бизнеса в дочернюю структуру КТР Brake Systems, а также создание Центра разработок тормозных систем показывают, что компания делает серьезную ставку на тормозные системы?

Безусловно. Иначе не было бы смысла затевать весь процесс. КТР – не самая большая, по европейским меркам, семейная компания и не может позволить себе рискованные и необдуманные проекты. Так что выход на рынок тормозов с брендом КТР – серьезный шаг, требующий от компании очень профессионального отношения.

Судя по тому, что температура в камере для испытаний Центра разработок тормозных систем может опускаться до – 70 °C, интересы российских клиентов не забыты?

Российский рынок невозможно игнорировать. Даже если поставки проходят не через российский офис КТР, отечественные клиенты получают массу оборудования от европейских производителей, которые используют в своей технике продукцию КТР. В этом, кстати, большая проблема для нас как российской дочки, т. к. продукт используется в России, а продажи идут через другие подразделения компании. А условия использования оборудования определяет конечный пользователь. Тормозные системы используются в самых разных местах: от шахтных вентиляторов до испытательных стендов. И каждое применение предъявляет свои индивидуальные требования.

Ваши тормоза с электронным управлением Intelli Ramp иногда сравнивают с ABS-системами, устанавливаемыми в автомобили. В чем их отличие?

В назначении. ABS – это система, не позволяющая блокировать колесо. И только. IntelliRamp можно программировать так, чтобы тормоз работал, как нужно клиенту. IntelliRamp может быть как с активными тормозами, так и с пассивными, как с электромеханическими, так и с гидравлическими. Проще говоря, IntelliRamp – управляющий электронный программируемый модуль.

IntelliRamp – управляющий электронный программируемый модуль Фото: KTRIntelliRamp – управляющий электронный программируемый модуль

Какие дополнительные опции для тормозов вы предлагаете?

В рамках своего портфеля КТР может предложить все, что требуется клиенту для правильного функционирования тормозной системы. Это может быть и гидравлическая станция с насосом и охладителем, и тормозные диски и барабаны. Мы открыты для пожеланий клиента.

Тормозные системы КТР можно встретить в широком спектре оборудования – от якорных лебедок до ветряных турбин. К каким сегментам промышленности относятся ваши основные покупатели?

В России мы продаем не так много тормозов, как хотелось бы. Причину я уже назвал. К самым большим проектам могу отнести горнодобывающую отрасль. Были работы и в судостроении.

КТР имеет сильные позиции в ветроэнергетике. Есть ли интерес к такой продукции в России?

Сейчас осуществляются большие проекты в ветроэнергетике под эгидой «Роснано» и «Росатома». Есть информация о появлении третьего серьезного игрока. Каждому из них в рамках государственной программы поручено построить ветропарки мощностью более 1 ГВт электроэнергии. Повторюсь – каждому. Найдены партнеры – производители ветрогенераторов, созданы совместные предприятия, начаты процессы по локализации производства компонентов. Интересно, что КТР является партнером этих производителей и поставляет им свою продукцию в Европе. Посмотрим, как сложатся наши отношения здесь, в России. Мы уже сейчас готовы предложить сборку некоторых компонентов на наших мощностях в Санкт-Петербурге с дальнейшим углублением производства.

Предохранительные муфты и тормоза – вещь полезная, но недешевая. Даже в европейских странах они устанавливаются не так часто. Как оценить целесообразность использования этого типа муфт, особенно в неочевидных случаях?

Мы исходим из того, что важно клиенту. Если по причине превышения крутящего момента может выйти из строя дорогостоящее оборудование и/или остановиться процесс, во время простоя которого клиент будет нести ощутимые финансовые потери, то лучше потратиться на оборудование, которое в критической ситуации примет на себя весь удар. Пусть уж лучше выйдет из строя муфта стоимостью 5-10 % от цены электромотора или редуктора, чем сам редуктор. Замена элемента предохранительной муфты или ее перенастройка во многих случаях быстрее и выгоднее, чем ожидание поставки новой муфты или создание складского запаса (но, согласен с вами, это не всегда очевидно). Решает, в конце концов, клиент, ведь платит деньги тоже он.

Велика ли ценовая разница между предохранительными муфтами, восстанавливающими работоспособность, и муфтами с разрушающимися элементами?

Разница, безусловно, есть. Предохранительная муфта – это механизм со сложными в исполнении элементами. Но и задачи эти муфты выполняют разные.

Исследовательская компания Frost & Sullivan’s прогнозирует рост решений на базе прямого привода, например высокомоментных двигателей, и падение спроса на редукторы и, как следствие, на муфты… Можно ли ожидать такого сценария? Предлагает ли КТР какие-то аксессуары для моментных двигателей?

Точность прогнозов оценит время, а мы постараемся заранее подстроиться под изменяющуюся конъюнктуру. В части моментных двигателей для промышленности (не для гироскутеров и стиральных машин) КТР предлагает решение на основе своей давней разработки - муфты RADEX. RADEX-N FNZ - это даже не совсем муфта, это специально разработанное решение, объединяющее муфту и моментный рычаг и позволяющее соединять моментный двигатель с нагрузочной частью напрямую без дополнительных опор.

RADEX-N FNZ - специально разработанное решение, объединяющее муфту и моментный рычаг Фото: KTRRADEX-N FNZ - специально разработанное решение, объединяющее муфту и моментный рычаг

Использование RADEX-N FNZ в промышленной установке
Использование RADEX
-N FNZ в промышленной установке

Предполагается, что рынок цифровых предприятий превысит к 2026 году 100 млрд долларов. Переживут ли механические предохранительные муфты наступление цифровой эпохи? И более серьезный вопрос - в каких диапазонах нагрузок электронное управление способно выполнять функции механических предохранительных муфт?

Если цифровизация изменит мир настолько, что производственные, да и многие физические процессы будут происходить посредством энергетических и структурных трансформаций, то, наверное, механическим муфтам места в этом мере не будет. Но пока это похоже на фантастику, далекую от реальности, поэтому нам сейчас есть чем заняться.

Что касается второго вопроса, в части электронного управления КТР предлагает определенные решения, но это относится именно к управлению, а ни в коем случае не является заменой механического решения. Чтобы получить точный ответ на этот вопрос, его необходимо задать тому, кто специализируется на замене механических решений на цифровые.

Пытаетесь ли вы вписать свои продукты в системы автоматизации и насколько активно устанавливаются датчики на продукцию КТР?

У нас в линейке предохранительных муфт есть решения с определением момента без возможности расцепления, диапазон работы определяется типоразмерами муфт КТР-SI, с которыми возможно данное решение - от 5 до 8200 Нм. Плюс уже упомянутое решение IntelliRamp для тормозных систем.

Насколько близок КТР термин «превентивная диагностика»?

Настольно, что сейчас в штаб-квартире компании полным ходом идет проект, направленный на решение проблем правильности установки оборудования, минимизации смещения валов при соединении муфтой. Пока рано говорить о результатах, работы в самом разгаре.

Еще один модный термин – локализация. Вы открыли в Петербурге небольшое производство, где делаете муфты из импортных компонентов. Какую задачу решает это производство? Что и в каких объемах вы выпускаете?

Задачу по локализации продукции наше производство решает, т. к. происходит полноценный процесс обработки материала, а не просто сборка или упаковка. Но нам есть еще над чем работать, т. к. процесс не полный. На второй вопрос отвечу так: некоторые стандартные виды ступиц мы производим в недостаточных для наших амбиций объемах.

Ранее вы сетовали на недостаточное покрытие России дилерской сетью. Какова ситуация сегодня? Способны ли ваши партнеры самостоятельно рассчитать решение для клиентов? И приходится ли им подключать специалистов из КТР?

Работа идет и партнеры появляются. Но процесс этот требует времени, т. к. специалиста нужно обучить и оценить его способности и мотивацию, а только потом официально признавать и рекламировать. Что касается инженерных расчетов, то мы всегда сами стараемся принимать участие в процессе, даже в партнерских проектах. Но, конечно, приветствуем, если решение уже просчитано и нам остается только перепроверить его.

Многие эксперты свидетельствуют о серьезном росте рынка приводной техники в России в последние два-три года. Каковы ваши ощущения?

Мы видим рост наших продаж. Рынок ли это растет или наши успехи, покажет время. Конкуренция растет – это факт.

Несколько слов о специальных продуктах и решениях, которые вы предлагаете, например о ATEX-муфтах, способных работать во взрывоопасных средах…

В начале этого года мы как раз обновили сертификат ТР ТС 012, комиссия выезжала на производство и проводила дополнительный аудит. Линейка сертифицированных продуктов расширилась, нашим клиентам потребовались охладители типа OPC для использования во взрывозащищенном исполнении.

Также КТР предлагает решения в искробезопасном исполнении. Как правило, для этого используется специальное защитное покрытие, предотвращающее образование искры при непредвиденном контакте.

Истории создания среднестатистических немецких компаний схожи. Инженера осеняет идея, начинается все с производства в гараже, а спустя пятьдесят лет получается семейный бизнес с оборотом в десятки и сотни миллионов евро. Почему в России этого почти не происходит? Если не брать во внимание внешние или экономические факторы, чего не хватает нашим инженерам?

Мы слышим массу примеров того, как то или иное решение было изобретено у нас, а все бонусы от этого изобретения зачастую на совершенно законных основаниях получают большие корпорации. По-моему, нашим людям не хватает смелости в применении своих изобретений. Способности находить общий язык с «покупателем». Решимости в создании пусть малого, но своего бизнеса. Да, для этого нужно много внутренней энергии и соответствующий настрой. А о внешних факторах мы договорились не упоминать…

Автоматизация 03.02.2020 С новым ABB Ability™ Smart Sensor пользователь имеет возможность дистанционно контролировать состояние оборудования цифрового электропривода, расположенного во взрывоопасных зонах и получать упрощенный доступ к улучшенной аналитике данных и ее расширенную функциональность.
Электропривод 02.10.2019 Золотую медаль за инновационную трансмиссию eAutoPowr и интеллектуальную систему e8WD получила компания John Deere от Сельскохозяйственного общества Германии (DLG). Еще за 39 продуктов и решений были отмечены серебряными наградами.
Электропривод 30.09.2019 Компания Sumitomo Heavy Industries достигла соглашения о приобретении производителя частотно-регулируемых приводов Invertek Drives. Как сообщается в релизе, это очередной шаг стратегии по развитию бизнеса, как с точки зрения увеличения портфеля, так и расширения охвата мирового рынка.
Электропривод 30.09.2019 Компания Schaeffler выходит на рынок двигателей для электромобилей с модульной технологической платформой высокой степени интеграции. Ряд применений варьируется от гибридных модулей и специализированных гибридных трансмиссий (DHT) до электрических двигателей для электрических мостов.
Электропривод 10.09.2019 Компания ABB выиграла заказы на сумму более 140 миллионов долларов от швейцарского производителя поездов Stadler на поставку современного тягового оборудования для поездов и локомотивов в США и нескольких европейских странах.
Электропривод 02.09.2019 Преобразователь частоты компании Danfoss получил возможность мониторинга и прогнозирование технического состояния систем с частотным регулированием. VLT AutomationDrive FC 302 позволяет заблаговременно обнаруживать неполадки в приводной системе.
Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Электропривод 27.08.2019 Cуществует несколько эффективных технологичных мероприятий, позволяющих ускорить процесс внедрения высокоэнергоэффективных двигателей. Одно из них заключается в заливке ротора медным сплавом, обладающим высокой электрической проводимостью, и, следовательно, снижающим потери в обмотке ротора.