Распечатать

Электропривод

Синхронно-реактивные двигатели: легкие, надежные, эффективные и недорогие?

26.10.2016

Источник: НИПТИЭМ

Cинхронно-реактивные электродвигатели известны с конца позапрошлого века, однако активное использование электроприводов с такими машинами началось только несколько лет назад. Сегодня компании АВВ, КSB, "Русэлпром" и др. активно разрабатывают электродвигатели данного типа [1, 2].

Зарубежное название синхронно-реактивных электродвигателей - Synchronous Reluctance Motor (SunRM). В России такие машины можно встретить еще и под названием "синхронные двигатели с анизотропной магнитной проводимостью ротора". Конструкция синхронно-реактивного электродвигателя приведена на рис. 1.

Рис. 1. Синхронно-реактивный двигатель.

Принцип действия синхронно-реактивного электродвигателя основан на увлечении магнитным полем тел из ферромагнитных материалов. Ротор стремится занять положение с максимальной магнитной проводимостью. Для расчета, анализа и моделирования процессов в синхронно-реактивных электродвигателях подходят классические методы моделирования на основе обобщенного электромеханического преобразователя в dq-координатах.

С точки зрения производителя электрических машин, синхронно-реактивные двигатели интересны унифицированным с асинхронным двигателем сердечником статора и классической обмоткой переменного тока с числом пазов на полюс и фазу - q>1. Ротор синхронно-реактивного двигателя может выполняться на основе двух технологий: продольной шихтовки пакета ротора (ALA – Axially Laminated Anisotropic) и поперечной шихтовки пакета ротора с немагнитными барьерами (TLA – Transversally Laminated Anisotropic). Фактически ротор синхронно-реактивного любого типа состоит из магнитного барьера и магнитного мостика (проводника). Эффективность преобразования энергии обуславливается в том числе отношением магнитных проводимостей в режимах замыкания силовых линий поля по мостикам и против них. На рис. 2 показан эскиз роторов синхронно-реактивных электродвигателей.

Рис. 2. Конструкции роторов синхронно-реактивных электродвигателей.

Производство роторов ALA-типа трудоемко, требует сборки с чередованием пластин из электротехнической стали с пластинами из немагнитных материалов. Изготовление роторов TLA-типа технологично, но требует применения точного штампового оборудования. Рис. 3 демонстрирует этап процесса сборки роторов ALA- и TLA- конструкции.

Рис. 3. Сборка роторов синхронно-реактивного двигателя.

С точки зрения установочно-присоединительных размеров электродвигатель может быть изготовлен с конструктивными элементами от аналогичного общепромышленного асинхронного двигателя или в варианте повышенной мощности – на один габарит меньше. На рис. 4 показан внешний вид электродвигателя СРД160M6 мощностью 18,5 кВт, частотой вращения 1000 об/мин, изготовленного на основе конструктивных элементов общепромышленного электродвигателя 7AVER160M6ie2, имеющего мощность 15 кВт. Высота оси вращения 160 мм, привязка мощности к габариту по ГОСТу.

Рис. 4. Фотография синхронно-реактивного электродвигателя производства ПАО "НИПТИЭМ".

Использование освоенной технологии и конструктивных деталей, применяемых при производстве общепромышленных асинхронных двигателей, позволяет рассчитывать на низкую стоимость производства синхронно-реактивных двигателей в ближайшем будущем.

В 2015 г. ПАО "НИПТИЭМ" разработало, изготовило и испытало синхронно-реактивные двигатели с ВОВ 160, 315, 540, мощностями 15, 18,5, 110, 500 кВт.

Как видно из экспериментальных данных, приведенных в таблице 1, синхронно-реактивные электродвигатели существенно превосходят асинхронные по энергетическим показателям: потери в роторе отсутствуют, магнитные потери в сердечнике статора ниже, чем у асинхронного двигателя, за счет меньшей величины добавочных потерь холостого хода, однако потери в обмотке статора выше, чем у асинхронного двигателя, за счет худшего коэффициента мощности и большей величины тока статора.

Совокупность положительных эффектов приводит к возможности увеличения мощности электродвигателя на одну ступень при сохранении объема активных частей и обеспечению заданного класса энергоэффективности, или эквивалентного уменьшения объема активных частей при сохранении мощности и класса энергоэффективности.

В таблице 2 приведены основные энергетические характеристики асинхронного электродвигателя и синхронного реактивного двигателя с двумя типами роторов ALA- и TLA-типов.

Двигатели были разработаны в рамках проекта по заказу ФГУП "Крыловский научный центр" филиал ЦНИИ "СЭТ". На рис. 5 приведена фотография изготовленного ПАО "НИПТИЭМ" синхронно-реактивного двигателя 500 кВт 1000 об/мин с TLA-ротором.

Высокое значение коэффициента полезного действия, свойственное СРД, проявляется и для высоконагруженных машин. Однако в них магнитные потери становятся выше, чем в асинхронных двигателях, что объясняется необходимостью работать при больших значениях магнитной индукции. Поэтому крупные синхронно-реактивные двигатели также имеют перспективы использования в технических проектах, направленных на повышение энергетической эффективности.

Некоторые перспективы имеют синхронно-реактивные электродвигатели с пусковой обмоткой на роторе, так как они могут работать при питании от сети переменного тока, однако, на наш взгляд, использование этого режима целесообразно только как неосновного (аварийного). На рис. 5 показан ротор синхронно-реактивного двигателя с дополнительной (успокоительной) короткозамкнутой обмоткой.

Рис.5. Основные элементы водоохлаждаемого синхронно-реактивного двигателя 500 кВт.

Следует отметить, что синхронно-реактивные двигатели обладают рядом положительных черт, присущих синхронным двигателям с возбуждением от постоянных магнитов, таких как отсутствие переходного процесса при "подхвате" вращающейся машины приводом, возможность углового позиционирования ротора. Вместе с тем у них отсутствует синхронный момент сопротивления вращению – cogging torque, пульсации момента, вызванные резким изменением проводимости зубцовых зон ротора и статора, в испытаниях не наблюдаются (притом что, по расчету, величина пульсаций в 5–10 раз выше, чем у асинхронного двигателя). Виброакустические характеристики сравнимы с аналогичными показателями асинхронных машин.

Важным техническим вопросом эксплуатации синхронно-реактивных электродвигателей, подлежащим решению, является вопрос выбора преобразователя частоты. По нашей информации, полностью пригодным преобразователем частоты является ПЧ фирмы ABB серии ASC580. Однако стоит выяснить, возможна ли его покупка с соответствующей прошивкой без приобретения синхронно-реактивного двигателя ABB. При надлежащей настройке датчиковое и бездатчиковое управление синхронно-реактивными двигателями может быть получено с преобразователями частоты других производителей (например, Schneider Electric – ALTIVAR 32, KEB – F5M), но с рядом ограничений на режимы электропривода.

Проведение испытаний синхронно-реактивных электродвигателей без успокоительной обмотки более сложная задача, чем испытания асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Это объясняется более сложной процедурой разделения потерь и необходимостью введения электродвигателя в режим вращения на холостом ходу с номинальным потоком, который не свойственен синхронно- реактивному электроприводу. Облегчить проведение испытаний можно, используя с помощью размещения на роторе съемной короткозамкнутой обмотки для проведения опыта холостого хода.

Захаров А.В., к.т.н., ведущий специалист

по математическому моделированию и расчетам,

ПАО  НИПТИЭМ

Автоматизация 03.02.2020 С новым ABB Ability™ Smart Sensor пользователь имеет возможность дистанционно контролировать состояние оборудования цифрового электропривода, расположенного во взрывоопасных зонах и получать упрощенный доступ к улучшенной аналитике данных и ее расширенную функциональность.
Электропривод 02.10.2019 Золотую медаль за инновационную трансмиссию eAutoPowr и интеллектуальную систему e8WD получила компания John Deere от Сельскохозяйственного общества Германии (DLG). Еще за 39 продуктов и решений были отмечены серебряными наградами.
Электропривод 30.09.2019 Компания Sumitomo Heavy Industries достигла соглашения о приобретении производителя частотно-регулируемых приводов Invertek Drives. Как сообщается в релизе, это очередной шаг стратегии по развитию бизнеса, как с точки зрения увеличения портфеля, так и расширения охвата мирового рынка.
Электропривод 30.09.2019 Компания Schaeffler выходит на рынок двигателей для электромобилей с модульной технологической платформой высокой степени интеграции. Ряд применений варьируется от гибридных модулей и специализированных гибридных трансмиссий (DHT) до электрических двигателей для электрических мостов.
Электропривод 10.09.2019 Компания ABB выиграла заказы на сумму более 140 миллионов долларов от швейцарского производителя поездов Stadler на поставку современного тягового оборудования для поездов и локомотивов в США и нескольких европейских странах.
Электропривод 02.09.2019 Преобразователь частоты компании Danfoss получил возможность мониторинга и прогнозирование технического состояния систем с частотным регулированием. VLT AutomationDrive FC 302 позволяет заблаговременно обнаруживать неполадки в приводной системе.
Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Электропривод 27.08.2019 Cуществует несколько эффективных технологичных мероприятий, позволяющих ускорить процесс внедрения высокоэнергоэффективных двигателей. Одно из них заключается в заливке ротора медным сплавом, обладающим высокой электрической проводимостью, и, следовательно, снижающим потери в обмотке ротора.