Распечатать

Электропривод

Промышленные преобразователи частоты NORD

04.12.2015

Почему в промышленном электроприводе нашли такое широкое применение преобразователи частоты? В чем смысл применения этих технически сложных устройств и каковы их возможности, помимо своей основной функции – изменения частоты вращения электродвигателей?

Первый электродвигатель постоянного тока был разработан в 1834 году. Системы электропривода начали применяться в промышленности с 1890-х годов, однако их доля составляла всего около 5%. К 1930-м годам эта цифра выросла примерно до 70%, а к 1970-м практически достигла 100%. На первом этапе, все электроприводы были постоянного тока, поскольку переменный ток на тот момент был еще неизвестен. В 1882 году была предложена концепция вращающегося магнитного поля, а годом позже создан первый прототип двухфазного электродвигателя на переменном токе. Несколько лет спустя была разработана система трехфазного тока и предложен принцип трехфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором (АДКЗ), который без изменений используется и по сей день. В настоящее время, в большинстве систем промышленного электропривода применяются четырехполюсные АДКЗ, синхронная частота вращения которых при стандартной частоте тока 50 Гц составляет 1500 об/мин.

Основной недостаток трехфазного АДКЗ – жесткая привязка частоты его вращения к частоте питающей сети (50 или 60 Гц). Возможные пути решения этой проблемы - применение асинхронного двигателя с фазным ротором или АДКЗ с переключением числа полюсов. В первом случае возможна плавная регулировка оборотов, а во втором – ступенчатая. Однако, в обоих случаях усложняется конструкция и стоимость двигателя. В прошлом также широко применялись мотор-генераторы - электромеханические преобразователи частоты (ПЧ), в которых двигатель постоянного тока приводил во вращение трехфазный генератор, к которому, в свою очередь, подключался АДКЗ.

Все изменилось с изобретением в 1970-х годах биполярных транзисторов, способных коммутировать очень высокие токи – вплоть до 1000 А. Появившаяся возможность переключения больших токовых нагрузок с высокой частотой привело к идее разработки на их базе электронных ПЧ. В современных электронных ПЧ, переменное напряжение стандартной частоты 50 или 60 Гц преобразовывается в постоянное, а затем вновь в переменное, но уже нужной частоты, с использованием широтно-импульсной модуляции: выходное синусоидальное напряжение формируется за счет импульсов с одинаковой амплитудой и частотой, но с разной длительностью. Чем "шире" импульс, тем выше выходное напряжение.

Рис.1. Принцип широтно-импульсной модуляции

Обычно ПЧ формирует не менее 3-4 тыс. импульсов в секунду, что позволяет получить на выходе переменное напряжение нужной частоты практически идеальной синусоидальной формы. Длительностью импульсов управляет микропроцессор ПЧ, в нужный момент "отпирая" или "запирая" нужный транзистор. Электронные ПЧ не имеют подвижных частей, а поэтому не требуют обслуживания, отличаются высокой надежностью, высоким КПД (до 98%) и длительным сроком службы.

Немецкая компания Getriebebau NORD GmbH занимается разработкой и производством электронной приводной техники с 1984 года. В 2005 году в г. Аурих было создано отдельное подразделение NORD Electronic Drivesystems и открыто новое производство преобразователей частоты. В преобразователях, выпускаемых под торговой маркой NORDAC, используются комплектующие только европейских производителей. В настоящее время выпускаются три серии преобразователей: SK 180E и SK 200E (децентрализованное исполнение для установки непосредственно на приводе, мощность до 22 кВт, степень защиты IP55/IP66) и SK 500E (шкафное исполнение, до 160 кВт, IP20).

Преобразователи серии SK 500E предназначены для установки в шкаф управления, а серии SK 180E и 200Е - на клеммную коробку электродвигателя. Их основное преимущество – более высокая степень защиты, что позволяет устанавливать их во влажных и пыльных средах, а минимальная рабочая температура -25°С и степень защиты IP66 позволяет эксплуатировать их и на открытом воздухе. За счет установки ПЧ непосредственно на приводе можно уменьшить размер шкафа управления, а в ряде случаев - например, в простом оборудовании с одним приводом - вообще отказаться от него. Децентрализованные ПЧ серии SK 180E и 200Е также выпускаются во взрывозащищенном исполнении (ATEX, зона 22 3D).

Рис.2. Преобразователь серии SK 500E

Рис.3. Основные характеристики частотных преобразователей NORDAC

К базовым функциям всех ПЧ относится плавный пуск и останов двигателя, векторное управление без датчика положения вала двигателя, управление электромеханическим тормозом двигателя, ПИД-регулятор, несколько наборов сохраняемых параметров, автоматическое направление намагничиванием (энергосберегающая функция), мониторинг параметров электродвигателя. В ряде моделей есть встроенный интерфейс CANopen и AS-interface. В частности, это позволяет объединить несколько ПЧ в сеть и организовать их синхронную совместную работу (рис. 4 и 5).

Рис.4. Совместная работа двух ПЧ в режиме Master / Slave для выравнивания изделий на конвейере

Рис.5. Совместная работа двух ПЧ в режиме позиционирования для перемещения изделий с одного конвейера на другой

Некоторые модели имеют такие дополнительные функции, как безопасный останов, абсолютное и относительное позиционирование, встроенный программно-логический контроллер (ПЛК), возможность подключения датчика угла поворота вала электродвигателя (энкодера). Энкодер обеспечивает обратную связь по частоте вращения, что позволяет повысить точность регулировки частоты вращения и поддержания крутящего момента на валу на малых оборотах электродвигателя. Кроме того, сигнал с энкодера используется ПЧ при работе в режиме позиционирования.

На любой ПЧ можно установить дополнительные модули расширения, например, панели управления или интерфейсные модули. Встроенные аналоговые и дискретные входы и выходы, а также соответствующие интерфейсные модули (CANopen, Profibus, DeviceNet и т.д.) позволяют интегрировать ПЧ в существующие или создаваемые системы автоматизации.

Рис.6. Модули расширения для ПЧ серии SK 500E

Преобразователи частоты NORDAC всех серий имеют одинаковые наборы параметров, что упрощает их настройку и диагностику. Для настройки и управления ПЧ предусмотрены кнопочные панели управления с ЖК-дисплеем, устанавливаемые на его переднюю панель или подключаемые к диагностическому разъему RJ-12.

Второй вариант настройки и диагностики – использование программы NORD CON. С ее помощью можно считывать, изменять и записывать наборы параметров ПЧ, создавать их резервные копии и переносить параметры с одного ПЧ на другой. К дополнительным функциям NORD CON относится возможность ручного управления ПЧ, визуальное отображение и мониторинг его текущих параметров, а также отдельный модуль для создания, отладки и загрузки программ во встроенный ПЛК. Подключение ПЧ к компьютеру с установленной программой производится через встроенный интерфейс RS-485. Одновременно можно подключать до 31 преобразователя частоты.

Преобразователи частоты NORDAC используются для управления приводами в подъемном, лифтовом, насосном и вентиляционном оборудовании, конвейерных и транспортных системах, перемешивающих устройствах, а также во многих других областях.

Автоматизация 03.02.2020 С новым ABB Ability™ Smart Sensor пользователь имеет возможность дистанционно контролировать состояние оборудования цифрового электропривода, расположенного во взрывоопасных зонах и получать упрощенный доступ к улучшенной аналитике данных и ее расширенную функциональность.
Электропривод 02.10.2019 Золотую медаль за инновационную трансмиссию eAutoPowr и интеллектуальную систему e8WD получила компания John Deere от Сельскохозяйственного общества Германии (DLG). Еще за 39 продуктов и решений были отмечены серебряными наградами.
Электропривод 30.09.2019 Компания Sumitomo Heavy Industries достигла соглашения о приобретении производителя частотно-регулируемых приводов Invertek Drives. Как сообщается в релизе, это очередной шаг стратегии по развитию бизнеса, как с точки зрения увеличения портфеля, так и расширения охвата мирового рынка.
Электропривод 30.09.2019 Компания Schaeffler выходит на рынок двигателей для электромобилей с модульной технологической платформой высокой степени интеграции. Ряд применений варьируется от гибридных модулей и специализированных гибридных трансмиссий (DHT) до электрических двигателей для электрических мостов.
Электропривод 10.09.2019 Компания ABB выиграла заказы на сумму более 140 миллионов долларов от швейцарского производителя поездов Stadler на поставку современного тягового оборудования для поездов и локомотивов в США и нескольких европейских странах.
Электропривод 02.09.2019 Преобразователь частоты компании Danfoss получил возможность мониторинга и прогнозирование технического состояния систем с частотным регулированием. VLT AutomationDrive FC 302 позволяет заблаговременно обнаруживать неполадки в приводной системе.
Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Электропривод 27.08.2019 Cуществует несколько эффективных технологичных мероприятий, позволяющих ускорить процесс внедрения высокоэнергоэффективных двигателей. Одно из них заключается в заливке ротора медным сплавом, обладающим высокой электрической проводимостью, и, следовательно, снижающим потери в обмотке ротора.