Распечатать

Электропривод

WEG живи, WEG учись

03.12.2014

Более полувека назад в бразильском городке Санта-Катарина электрик, менеджер и механик решили создать небольшую фирму по производству электродвигателей. Сегодня основатели компании входят в список миллиардеров, на предприятиях группы трудятся почти 30 тысяч человек, а продукция WEG представлена на пяти континентах в более чем ста странах мира. Компания предлагает энергоэффективные решения по автоматизации производственных процессов для всех сегментов промышленности. Серьезной тенденцией последних лет стал выход WEG на рынок мотор-редукторов и возобновляемой энергии. С подробностями – генеральный директор подразделения WEG в России и СНГ Сергей Мущенко.

WEG действительно показывает стремительную динамику развития на международном рынке. Успех обусловлен прежде всего колоссальной гибкостью компании как производителя и поставщика решений. WEG нацелен на максимальную интеграцию и с первых дней существования основывается на гармоничном развитии производства и внимании к качественному совершенствованию внутренних ресурсов. В итоге выкристаллизовалась философия компании, успешно работающей в условиях динамичного рынка, его меняющихся ожиданий и требований. В фокусе этой философии находятся инновации. И если реклама - двигатель торговли, то инновационность - двигатель устойчивого развития, устремленность в будущее. Поэтому при строгом следовании международным стандартам, а, по большей части, даже опережая их, WEG активно разрабатывает новые технические требования для будущего развития целых экономик.

КМ: Примером этому, наверно, может служить двигатель на постоянных магнитах класса IE5, представленный в феврале на "Ганновер Мессе-2014". Такого класса энергоэффективности еще даже не существует в классификации международной электротехнической комиссии (МЭК)…

Безусловно. Будучи членом комиссии WEG вместе с другими крупными компаниями-разработчиками участвует в составлении норм и требований для существующих и будущих технических стандартов в энергетике. Что же касается еще не утвержденных МЭК классов КПД, как, например, IE5, то эти нормы уже существуют в черновом проектном варианте, и возможность WEG соответствовать им уже сегодня - это важный показатель технологической продвинутости компании.

КМ: Там же, в Германии, вы показали взрывозащищенную серию W22x, которая будет теперь выпускаться сразу в трех классах энергоэффективности, в том числе и IE4. До этого подобных взрывозащищенных двигателей не было. Это серьезная инновация?

Сама по себе взрывозащищенная конструкция не является препятствием для обеспечения двигателя высокой энергоэффективностью. Поэтому правильнее было бы сказать, что WEG - первая в мире компания, освоившая еще два года назад серийный выпуск электродвигателей с короткозамкнутым ротором высшего класса энергоэффективности - IE4. К слову, на тот момент также еще не утвержденного.

КМ: Что еще можно отметить из новинок "Ганновер Мессе - 2014"?

Заслуживает внимания новая линейка электродвигателей W50. Ее отличают компактное исполнение, широкий диапазон мощностей и возможность работы с низким и высоким напряжением.

Несмотря на уменьшенные габариты, двигатель имеет высокие показатели производительности и механической прочности, так необходимые для работы в тяжелых условиях и агрессивных средах. К дополнительным преимуществам данной модели электродвигателя можно отнести низкий уровень шума, легкий доступ к узлам и низкий уровень тепловых и механических потерь.

КМ: Группа WEG сегодня - это и системы управления, и приводная техника, и устройства производства, передачи и распределения энергии, и даже предприятия по выпуску красок. Но мировую известность компании принесли разработки в области электрических двигателей. Какова сегодня доля моторостроения в общем бизнесе WEG?

Вообще доля электрических вращающихся машин в нашем общем производстве занимает основное место, это около 60%, хотя в последние годы и наблюдается естественная диверсификация направлений с постепенным ужиманием доли в пользу новых продуктовых решений в области генерации, трансформации и передачи энергии.

WEG - глобальная корпорация, это означает, что компания присутствует во всех уголках мира и во всех сегментах промышленности с вытекающим из этого разнообразием задач для электропривода. Поэтому все производственные подразделения корпорации обладают подтвержденной способностью поставлять как стандартные общепромышленные двигатели, так и узкоспециализированные для любых типов применений, условий эксплуатации или требований национальных технических норм или даже под требования внутренних норм отдельных компаний-клиентов. Гибкость WEG, о которой было сказано выше, обеспечивается высочайшим уровнем собственного инструментального производства, что наряду с мощной научно-исследовательской и конструкторской базой позволяет решать самые невероятные задачи в области привода. При этом определенные свойства этих решений уже являются неотъемлемыми, такие как энергоэффективность, низкая стоимость владения, повышенная надежность (ресурс), удобство эксплуатации.

КМ: Какие модификации двигателей вы выпускаете - крановые, рольганговые частотно-регулируемые и нерегулируемые, тяговые, лифтовые…

Перечисленные вами модификации электродвигателей являются типовыми для специализированных применений с тяжелым режимом работы и особыми условиями эксплуатации. Решения в этой области сегодня в основном находят через применения комплексного привода, надежных и устойчивых к такому режиму работы электродвигателя и преобразователя частоты. Двигатель может доукомплектовываться тормозной системой, специальными интегрируемыми фланцами, системой независимой вентиляции, датчиками обратной связи, его дизайн может быть с радиальной геометрией оребрения, а для охлаждения может использоваться даже система водяного контура, все эти возможности могут быть применены для надежности и устойчивости к воздействию сопутствующих условий и сред. А программируемый частотник обеспечит тонкую управляемую работу системы в целом в соответствии с технологическими или процессными задачами.

КМ: Выделены ли у вас двигатели для работы в составе частотно-регулируемого привода в отдельную модификацию?

Одно из преимуществ WEG в том, что гибкость производства обеспечивает возможность использования даже стандартных двигателей для специальных применений, в том числе и в составе частотно-регулируемого привода. Характеристики материалов изоляции, которую WEG, кстати говоря, также производит сам, позволяют использовать в составе ПЧ двигатели до 280-го габарита включительно без доработок, а для больших габаритов предусмотрена возможность быстрой и несложной доработки на месте. Единственным исключением можно назвать линейку низковольтных двигателей на постоянных магнитах, W22PM, где они используются только в комплекте с ПЧ. Конечно же, для сложных режимов работы и в зависимости от специфики проекта мы предлагаем уникальные решения, но для целей серийного производства наши типовые линейки уже несут в себе такую возможность. Отмечу, что когда у наших клиентов возникают сомнения или потребность в исследовании целесообразности применения двигателей с ПЧ, мы с готовностью подключаемся к изысканиям и оказываем консультативную помощь.

КМ: Выпускаете ли вы нестандартные моторы? Каковы сроки исполнения заказа?

Разумеется, это также одно из основных преимуществ WEG. Настолько нестандартные, насколько можно вообразить. Все зависит от конкретных условий и ожиданий заказчика, главное, чтобы предлагаемое решение отвечало всем требованиям вопроса с технической точки зрения. Не припомню случая, когда мы не смогли бы подобрать нужное решение "по технике". Как правило, более острым становится вопрос стоимости, и, как вы правильно задали вопрос, сроков поставки. Хотя не стоит забывать и вопросы сертификации и согласований, и сервисного сопровождения, и т. п. Что касается сроков, то любое уникальное или нестандартное решение оттого и уникальное, что нечастое или сложно исполняемое, то есть ограниченное по вариантам исполнителей. С уверенностью могу сказать, что мы ни в коей мере не уступаем нашим коллегам из конкурирующих брендов по скорости реализации и поставки уникальных решений, а по многим направлениям даже бесспорно превосходим. Этому во многом способствует глобальное присутствие корпорации, заводы которой находятся на всех континентах планеты и более 20 филиалов расположены в ведущих мировых экономиках.

КМ: Кстати, в конце года WEG принял решение инвестировать треть миллиарда долларов в производства в Мексике и Китае. Не рассматривается ли Россия как возможная промышленная площадка, например, для европейского рынка в пару с Португалией?

Как я уже говорил, WEG следует философии устойчивого гармоничного развития. На глобальном уровне она реализуется на рынках, где есть спрос на присутствие такой компании. В России спрос в отношении производителей электродвигателей пока только формируется. Для нас же важна перспективность национального содержания в нашем продукте в больших объемах, чем просто узловая сборка. С одной стороны, сегодня обеспечить всю цепочку поставщиков сырья и услуг в России для серийного производства высокотехнологичных электродвигателей крайне затруднительно, с другой - национальное машиностроение пока не готово подтвердить свой интерес к массовому переходу на энергосберегающие технологии. Это означает, что спроса на производственную площадку сейчас нет.

Но мы надеемся и делаем все возможное, для того чтобы стимулировать такой спрос.

КМ: Если мы уж начали говорить о России, то можно вспомнить о распространенном мнении, что у нас больше ориентируются на цену покупки, а не на расходы на жизненный цикл изделия. Насколько моторы премиум- и супер-премиум-классов востребованы в России?

Очень легко в одной фразе выставить в негативном свете одну из крупнейших экономик мира как неких варваров. Вопрос в том, как донести, правильно обосновать и помочь реализовать потребителю задачу по оптимизации затрат, снижению энергоемкости на единицу продукции его предприятия, уменьшению энергозависимости и в конечном итоге добиться экономического роста.

Проблема недостаточной технической осведомленности потребителя сегодня актуальна. Есть примеры, когда представители эксплуатирующих организаций проявляют невероятный уровень познаний в области достижений современного электромашиностроения, и нам есть чему у них поучиться. Но чаще сталкиваешься с обратной ситуацией.

Экономики, подобные российской, обладают колоссальным потенциалом по снижению энергоемкости. Потери исчисляются десятками процентов от общего объема генерируемой электроэнергии. Это подтверждено официально, в том числе и результатами международных и национальных исследовательских проектов, например IFC.

Переход на применение двигателей премиум-класса - интеллектуальный процесс. Любая ошибка на этапе обоснования может привести к серьезным проблемам с эксплуатацией и даже вызвать рост операционных затрат. К вопросам замены электропривода на энергосберегающий нужно подходить комплексно. Простая замена электродвигателя очень редко способна решить задачу. Необходим тесный контакт с потребителями, чтобы посмотреть на проблему шире и допустить возможность комплексной замены агрегата и привода.

Вопрос модернизации страны через переход на энергоэффективный электропривод не решить без привлечения к проекту отечественных машиностроителей, выпускающих насосное, вентиляционное, компрессорное, крановое, тягово-транспортное и прокатное оборудование. Их электродвигатели и "съедают" львиную долю всей генерируемой электроэнергии. Производители подобной техники должны задумываться об энергосберегающем приводе уже при проектировании, тогда потребители на местах и получат оптимизацию затрат.

КМ: Нефть, газ, добыча полезных ископаемых входят в число отраслей, для которых у WEG подготовлены стандартные решения. Какие еще сегменты российской промышленности можно отнести к вашим основным клиентам?

На самом деле список наших активных сегментов значительно шире указанных, это и химическая промышленность, и сталелитейная, и цементная, и судостроение, и сегмент ЖКХ, и сегмент генерального строительства и инфраструктуры, в том числе строительство тоннелей и метро. Если говорить о последних, то только на объектах олимпийского Сочи практически везде можно встретить или отдельные продукты WEG, или комплексные решения в оборудовании, установленном от транспортных тоннелей и систем ЖКХ до снегогенераторов и подъемников на горнолыжных спусках.

КМ: Полтора года назад WEG первым в мире вывел на рынок полную линейку низковольтных асинхронных моторов класса IE4. Темпы продаж совпали с прогнозами?

Я бы назвал это решение WEG прорывным с точки зрения стратегии. Наиболее инновационные мировые машиностроители увидели в возможности уже сегодня комплектовать свою продукцию двигателями IE4 дополнительный потенциал для выигрышного позиционирования, поэтому объемы продаж двигателей W22 IE4 нас очень радуют.

КМ: Какова возможность реализации IE4 в асинхронных двигателях погабаритно и для разных чисел полюсов в увязке CENELEC и IE3 и E4 в увязке ГОСТ (РФ)?

К сожалению, в стандартных габаритах ГОСТ при их стандартной увязке по мощностям не представляется возможным обеспечить требуемый уровень суммарных потерь по IE3 и IE4 с использованием общедоступных материалов, прежде всего динамной стали, электротехнической меди и соответствующих сплавов алюминия. Любые попытки достичь требуемых показателей влекут необходимость применения нестандартных решений и очень дорогих материалов.

КМ: На глаза попалась информация о выделении Национальным банком экономического и социального развития Бразилии нескольких миллионов долларов на финансирование создания новых моторов WEG под 4% годовых. Можно вспомнить и о бразильской космической программе, автопроме, удачном авиационном проекте "Эмбрайер". Создается впечатление, что в Бразилии серьезно относятся к поддержке своих технических компаний государством…

Абсолютно закономерное впечатление. На примере нашей корпорации могу подтвердить, что наряду с собственными инвестициями мы получаем дополнительную поддержку от государства на инновационные разработки в целях национальных интересов. Например, в области развития ветроэнергетики. Бразилия - самая экологичная страна в мире. Удельный выброс вредных эмиссий на единицу ВВП самый низкий из существующих. И это притом, что страна развивается стремительными темпами. Хотя экологичная генерация энергии во многом держится на гидроэлектростанциях и весьма уязвима в период засух. Сегодня Бразилия активно ищет пути ухода от этой зависимости, и ветроэнергетика может достаточно быстро решить эту задачу. WEG в партнерстве с государством уже несколько лет активно решает эту задачу.

КМ: Бразилия - член БРИКС, какое отношение в стране к возможным санкциям в отношении России?

БРИКС - это симптом движения мира к многополярной модели устройства, во всяком случае, знак неприятия монополярного мира. Санкции в многополярном мире исключены, а в условиях глобализации и глубинного встречного проникновения соседних экономик не могут быть поддержаны, поскольку могут вызвать обратный эффект или эффект домино.

КМ: Одну из последних новостей от WEG можно отнести к разряду курьезов. WEG купила WEG - одноименную моторостроительную компанию из Вюртемберга. Кроме усиления присутствия в Европе какие еще преимущества получила компания?

Безусловно, тезку не приобретали, чтобы приобрести. Это небольшая, но очень гибкая и продвинутая компания по производству уникальных мотор-редукторов малых мощностей для узких применений, в том числе для пищевой промышленности, приборостроения, фармацевтики, точного машиностроения. С ее приобретением WEG усилил позиции на Европейском континенте в соответствующих сегментах рынка, где хай-тек такого уровня очень востребован

Конструктор. Машиностроитель, 2014-3

Автоматизация 03.02.2020 С новым ABB Ability™ Smart Sensor пользователь имеет возможность дистанционно контролировать состояние оборудования цифрового электропривода, расположенного во взрывоопасных зонах и получать упрощенный доступ к улучшенной аналитике данных и ее расширенную функциональность.
Электропривод 02.10.2019 Золотую медаль за инновационную трансмиссию eAutoPowr и интеллектуальную систему e8WD получила компания John Deere от Сельскохозяйственного общества Германии (DLG). Еще за 39 продуктов и решений были отмечены серебряными наградами.
Электропривод 30.09.2019 Компания Sumitomo Heavy Industries достигла соглашения о приобретении производителя частотно-регулируемых приводов Invertek Drives. Как сообщается в релизе, это очередной шаг стратегии по развитию бизнеса, как с точки зрения увеличения портфеля, так и расширения охвата мирового рынка.
Электропривод 30.09.2019 Компания Schaeffler выходит на рынок двигателей для электромобилей с модульной технологической платформой высокой степени интеграции. Ряд применений варьируется от гибридных модулей и специализированных гибридных трансмиссий (DHT) до электрических двигателей для электрических мостов.
Электропривод 10.09.2019 Компания ABB выиграла заказы на сумму более 140 миллионов долларов от швейцарского производителя поездов Stadler на поставку современного тягового оборудования для поездов и локомотивов в США и нескольких европейских странах.
Электропривод 02.09.2019 Преобразователь частоты компании Danfoss получил возможность мониторинга и прогнозирование технического состояния систем с частотным регулированием. VLT AutomationDrive FC 302 позволяет заблаговременно обнаруживать неполадки в приводной системе.
Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Электропривод 27.08.2019 Cуществует несколько эффективных технологичных мероприятий, позволяющих ускорить процесс внедрения высокоэнергоэффективных двигателей. Одно из них заключается в заливке ротора медным сплавом, обладающим высокой электрической проводимостью, и, следовательно, снижающим потери в обмотке ротора.