Распечатать

Мнение

Машиностроение: Взгляд из Карелии

12.05.2011
Компании, рожденные в рыночных условиях, могут стать локомотивом развития карельского машиностроения

За два десятилетия промышленный ландшафт России претерпел кардинальные перемены. Запуская новый проект "Регионы", мы стремимся предоставить вам реальную информацию о состоянии дел в российском машиностроении. Удивительно, но идея нашего проекта совпала по времени с желанием руководителей Карельского отделения Союза машиностроителей рассказать о своем регионе. Своими взглядами с читателями КМ решил поделиться председатель отделения Леонид Белуга.

Единственное крупное карельское предприятие, сохранившее доперестроечные объемы производства, –"Петрозаводскмаш" – лидер по выпуску оборудования для АЭС, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности. С момента создания в 1960 году "Петрозаводскмаш" расширялся, искал клиентов в новых сегментах промышленности. Список заказчиков вслед за целлюлозно-бумажными комбинатами пополнили нефтехимические предприятия и представители энергетического комплекса. За десять последних лет завод завоевал прочные позиции в области производства оборудования для атомной энергетики. Год назад "Петрозаводскмаш" вошел в состав Госкорпорации "Росатом". Сегодня на предприятии работает более 2 тысяч человек.

В ближайшее время на "Петрозаводскмаше" планируется сдать в эксплуатацию реакторный цех, инвестиции в проект составят более 80 млн евро. Там будут создаваться корпуса реакторов типа ВВЭР, использующиеся в большинстве строящихся "Росатомом" АЭС. Сегодня монопольным поставщиком такого оборудования являются "Ижорские заводы". По словам Евгения Пакерманова, возглавляющего "Петрозаводскмаш",уже в 2014 г. завод должен поставить первый корпус для реактора первого энергоблока Балтийской АЭС.

Судьба других флагманов советской эпохи не столь завидна. Онежский судостроительный завод, специализирующийся на производстве сухогрузов класса "река – море", не полностью обеспечен портфелем заказов. Онежский тракторный завод – бывший лидер по производству лесозаготовительных тракторов и машин уменьшился, по западным меркам, до размеров малого бизнеса и выпускает несколько единиц техники в месяц. Непростая ситуация на петрозаводском "Ремонтно-механическом заводе",который в советское время специализировался на ремонте лесовозных машин,тракторов и оборудования для лесной промышленности, и старейшем машиностроительном предприятии региона –"Станкозаводе". Предприятие долгое время не имело заказов на свою эксклюзивную продукцию – окорочные станки – и оказалось в сложной финансовой ситуации. Полностью прекратил свою деятельность судостроительный завод "Авангард", включенный в 2004 году в перечень стратегических предприятий.

Кто ты, машиностроитель

Мы считаем, что машиностроение в Карелии не ограничивается этими рамками. Сегодня существуют разные подходы к определению предприятий машиностроительной отрасли. До отмены классификатора отраслей народного хозяйства в состав кода ОКОНХ 14000 "Машиностроение и металлообработка" кроме непосредственно машиностроения входили, в частности, станкостроение (включая производство технологической оснастки), приборостроение, радиопромышленность, электронная промышленность, производство металлических изделий, ремонт машин и оборудования. И, хотя старая официальная группировка классификатора "Машиностроение" включала в себя коды от 14101 по 14784, было бы неправильно, на наш взгляд, формально руководствуясь ею, полностью исключать из зоны внимания регионального отделения "Союзмаша" производство металлических изделий и ремонт машин и оборудования. Тем более что в советское время этими видами деятельности в значительных объемах занимались подразделения машиностроительных предприятий, а сегодня – значительное число машиностроительных предприятий и предприятий, входящих в машиностроительные холдинги.

Если исходить из расширенного контура отрасли, к машиностроению целесообразно полностью или частично отнести виды экономической деятельности по кодам 28–34 и 50 ОКВЭД: производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; предоставление услуг по ремонту и техобслуживанию машин и оборудования; производство офисного оборудования и вычислительной техники; производство электрических машин и электрооборудования; производство аппаратуры для радио, телевидения и связи; производство средств измерений, оптических приборов и аппаратуры; производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. По нашему мнению, если даже указанные виды деятельности составляют в общем объеме выпуска предприятия менее половины, оно все равно заслуживает внимания нашей организации.

Потенциал нового предприятия, созданные в Карелии в условиях рыночной экономики, заслуживают особого интереса.

Завод по ремонту горно-обогатительного оборудования

В сентябре 2005 года "Карельский окатыш" (дивизион "Северсталь Ресурс") в рамках стратегии развития холдинговой компании вывел из своего состава ремонтное подразделение. В результате проведенного конкурса функция ремонта оборудования горно-обогатительного комбината перешла к "Фирме "СТОИК". В Костомукше было создано ее дочернее предприятие – "Завод по ремонту горно-обогатительного оборудования" (ЗРГОО). Численность сотрудников на 2007 год составляла 556 человек. После успеха проекта в Костомукше было открыто подразделение ЗРГОО на производственных площадях Сегежского ЦБК. Компания взяла на себя техобслуживание и ремонт промышленного оборудования основных производств целлюлозно-бумажного комбината.

Справившись с последствиями глобального финансового кризиса, ЗРГОО стремительно наращивает обороты. Объемы производства предприятия в 2010 году увеличились в 2,2 раза к уровню предыдущего года, обеспечив положительную динамику республики в разделе "Производство машин и оборудования". В 2010 году Карелия продемонстрировала рост на 123,5%.

ООО "АЕК" и ООО "Электрокос"

Идея создания в Карелии предприятия, выпускающего электропроводку для импортных автомобилей, принадлежала молодому инженеру Евгению Денисову. В начале девяностых в Костомукше была открыта компания, специализирующаяся на производстве электрического и электронного оборудования. В 2003 году при содействии форума "ЕвроРоссия" по расширению контактов между финскими и российскими малыми и средними предприятиями компания нашла стратегического партнера из Финляндии – PKC Group.

В 2010 году PKC Group выпускало в Карелии электронику и автожгуты на двух фирмах – ООО "АЕК" и ООО "Электрокос". "АЕК" поставляет электротехнические изделия мировому автогиганту Volvo и други м европейским фирмам (Scania, Sisu, Timberjack, Rocla, Nokia, Vacon, BRP), а "Электрокос" занимается контрактной сборкой электронных модулей для Vacon, Filtronic и Nokia. Эксперты концерна Volvo присудили заводу в Костомукше высшую оценку. В производственном процессе заняты 1200 человек, в основном женщины, что очень существенно для Костомукшы – города с населением 30 тысяч.

Меры, предпринятые региональным правительством и руководством PKC Group во время кризиса, сохранили эти предприятия для Карелии. В частности, организации, осуществляющие производство электрических машин и электрооборудования, получили льготы по налогам на прибыль и имущество организаций, в соответствии с региональным законом №1398-ЗРК. В результате на "АЕК" по итогам 2010 года произведено автомобильных жгутов на сумму 349 миллионов рублей, что в 2,3 раза больше, чем год назад, на "Электрокос" объем производства печатных схем составил 102 миллиона рублей, или 124% к уровню 2009 года.

Сегодня на "АЕК" и "Электрокос" приходится половина производства всего электрооборудования и электронной продукции Карелии. Во многом благодаря их вкладу республиканский индекс производства по этому виду деятельности вырос в прошлом году на 158%.

ЧП Маркелов (торговая марка MB Barbell)

История компании Вадима Маркелова начинается со времен кооперативного движения в СССР, когда он, сам занимаясь силовыми видами спорта,столкнулся с проблемой отсутствия необходимого инвентаря. Желание создать дешевое, качественное и массовое спортивное оборудование побудило его заняться собственным бизнесом. Путь от кооператива до лидера российского рынка спортинвентаря и одного из ведущих мировых игроков MB Barbell проделало за десять с небольшим лет. По оценкам журнала Forbes, компания Маркелова контролирует до 70% российского рынка.

НПО "Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР".

Лаборатория пожарных роботов в Петрозаводске была создана в середине 1980-х годов. Толчок для развития подобной техники дала чернобыльская катастрофа. В настоящее время центр занимает лидирующее место в России и СНГ по разработке и производству пожарных роботов, имеет представительство в Норвегии. Разработка изделий в НПО ведется конструкторским бюро комплексно - по механике, гидравлике, электронике и программированию. В состав НПО входит Завод пожарных роботов, имеющий современную автоматизированную технологию производства. Новизна технических решений подтверждена многочисленными патентами. В номенклатуру предприятия входит более 200 наименований изделий, большинство из которых не имеет аналогов в России. Карельскими роботами оборудованы нефтеперерабатывающие предприятия, самолетные ангары, в частности, в "Шереметьево" и "Внуково", многие спортивные сооружения России.

Машиностроительные компании, рожденные в рыночных условиях, уже сегодня являются локомотивом развития карельского машиностроения, что подтверждается данными официальной статистики. Однако они, как и вся машиностроительная отрасль, страдают от ежегодного роста тарифов на услуги компаний-монополистов.

По данным, приведенным на мартовском заседании президиума Госсовета по развитию электроэнергетики, тарифы на электроэнергию в нашей стране выросли с 2000 года более чем в три раза. Это угрожает экономическому росту. Не оправдала себя и программа либерализации цен на природный газ, приостановленная сегодня правительством. Рост цен на внутреннем энергетическом рынке может оказаться критическим для машиностроения и других отраслей промышленности. Сегодня крайне важно поддержать машиностроительные предприятия и обеспечить им благоприятные условия развития. Это главная задача регионального отделения Союзмаша.

Леонид Леонтьевич Белуга, председатель Карельского регионального отделения Союза машиностроителей России

Фотографии для статьи предоставлены Карельским региональным отделением Союза машиностроителей России

Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Автоматизация 15.07.2019 Новосибирский государственный технический университет первым в России начинает подготовку специалистов по промышленным робототехническим системам для рынка в рамках национальной технологической инициативы «Технет».
Детали & Материалы 28.06.2019 С кадровым голодом в станкостроении поможет справиться «организация базовых кафедр на предприятиях и контрактное обучение». Такое мнение высказала в рамках круглого стола в Санкт-Петербургском политехническим университете Диана Каледина, генеральный директор «Балтийской Промышленной Компании».
Мнение 12.02.2019 9,9 млрд рублей выделит в текущем году правительство страны двадцати одному российскому вузу для повышения конкурентоспособности в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Мнение 07.02.2019 1-2 марта в петербургском «Экспофоруме» пройдет Международный форум труда, организованный при поддержке Министерства труда и социальной защиты. В его рамках пройдет круглый стол «Кластерные рынки труда: целевые показатели и эффективные решения: судостроение».
Гидравлика & Пневматика 22.01.2019 Создатели отечественных гидрофицированных машин и оборудования активно ищут гидрокомпоненты с приемлемым соотношением цена-качество-сроки поставки. Реальной альтернативой Европе становится рынок Юго-Восточной Азии (ЮВА) — Китай, Тайвань, Япония. Что же это такое - азиатская гидравлика?
Мнение 18.01.2019 Минпромторг России планируется продолжить практику поддержки участия российских машиностроительных компаний в международных выставках. Составлен список из десяти форумов сельскохозяйственной, пищевой и строительно-дорожной тематики.
Мнение 20.11.2018 Более 300 млн. рублей будет потрачено в 2018 году на господдержку продвижения пилотных партий российской спецтехники. Механизм господдержки позволит предприятиям предоставить потребителям скидки на новую технику до 50% от ее себестоимости.
Мнение 13.11.2018 Первый заем экспортеру под 1% годовых одобрен Фондом развития промышленности. Деньги будут потрачены на запуск деревообрабатывающего комплекса по выпуску фанеры и топливных гранул. Более половины этой продукции планируется отправлять на экспорт.
Автоматизация 16.10.2018 Mitsubishi Electric (МЕ) – безусловный лидер на японском рынке промышленной автоматизации, одном из ведущих в мире. Концепция корпорации e-F@ctory является базовым элементом системы цифровизации в Стране восходящего солнца.