
Почти половина немецкого бизнеса в России связана с машиностроением
Источник: Конструктор. Машиностроитель, журнал
Экономическому сотрудничеству Российской Федерации и Федеративной Республики Германия в новейшей истории исполняется двадцать лет. Первый офис Объединения торгово-промышленных палат Германии открылся в нашей стране в 1992 году в Санкт-Петербурге. Сегодня дело развития торговых отношений продолжает его преемница — Российско-Германская Внешнеторговая палата (ВТП). Мы встретились с главой филиала «Северо-Запад» Российско-Германской ВТП Рене Харуном.
КМ: Господин Харун, позвольте поздравить вас с двадцатилетием представительства немецкой экономки в Российской Федерации. Как сегодня развивается сотрудничество в области промышленности?
В России сейчас проводится модернизация, и это создает большое поле работы для германских компаний. Сегодня никто не хочет водить «Ладу» или «Волгу», люди выбирают «Мерседес», «Порше» или «Фольксваген». Качественная немецкая техника очень высоко ценится и в машиностроении. Почти половина германских компаний в России представляет именно этот сегмент промышленности. Особенно быстро развивается автомобильный кластер. В последние пять лет сюда пришло много новых компаний.
КМ: Сколько всего фирм из Германии работает в нашей стране?
В России работает более шести тысяч компаний с участием германского капитала. Статистика учитывает даже фирмы, где на долю предпринимателей
из Германии приходится всего 5% акций компании. Если же считать только те фирмы, которые полностью или почти полностью принадлежат немцам, то получим около 2,5 тысячи фирм по России и порядка 500 на Северо-Западе. Большая часть из них относится к малому и среднему бизнесу. Повторюсь, машиностроение – это доминирующее направление нашей деятельности в России. За последние годы количество германских компаний здесь сильно возросло – это следствие очень хороших экономических отношений между нашими странами.
Сотрудничество не обходится и без проблем. К основным недостаткам российского рынка предприниматели из Германии относят действующие технические нормы…
Немецкие стандарты – это такой же бренд, как и «Сделано в Германии». Наши технические нормы очень высокого уровня, может быть, они и несколько сложны. Россия стала членом ВТО – это означает, что германским предпринимателям необходимо довести уровень локализации производства до 18%. Однако местные поставщики еще не могут предложить такое высокое качество комплектующих, как требуется. Поэтому необходимо как можно быстрее внедрять здесь западные технические стандарты.
КМ: Сегодня в Германии существует дефицит инженеров, сталкиваются ли с кадровыми проблемами ваши компании в России?
Есть недостаток технических кадров в Германии, и есть огромный дефицит в России. Особенно это касается центральных регионов – Москвы и Петербурга. Но кроме сходства есть и различия. В Германии требуются инженеры, в России в первую очередь нужны квалифицированные рабочие. У вас, по сути, отсутствует система дуального профессионального образования, при которой теоретическое обучение неразрывно связано с получением практических навыков на производстве. Филиал «Северо-Запад» Российско-Германской Внешнеторговой палаты совместно с представителями германских компаний занимается разработкой специальных программ. Учащиеся смогут изучать теорию разными способами – через Интернет, в училище. Затем они отправятся на производство, например, на завод BSH Siemens Hausgeraete GmbH /«БСХ Бытовые приборы» под Петербургом и попробуют применить свои навыки на практике, на производстве холодильников или стиральных машин. Такую систему подготовки необходимо развивать.
КМ: Россия стала страной-партнером «Ганновер Мессе-2013». Что можно ожидать от этой выставки?
Ганноверская ярмарка – это отличная площадка для рекламы. Конечно, рассчитывать на то, что появится сотня российских компаний, готовых инвестировать в Германию, не приходится. Скорее, этот форум вызовет еще больший интерес германских предпринимателей к России, и они будут открывать здесь свои представительства и инвестировать в Россию.
КМ: По вашему мнению, в каких сегментах мирового рынка российские машины имеют перспективы?
Есть потенциал в области авиационной техники, есть шансы у крупных промышленных корпораций. России необходимо больше инвестировать в свою промышленность. Не только в нефть и газ, но и в индустриальные сферы.
Источник: Конструктор. Машиностроитель









