Получит ли Турция пятерку?
Источник: Конструктор. Машиностроитель, журнал
В ближайшее время на индустриальном рынке может появиться еще один серьезный игрок. Вслед за Китаем и Индией поколебать мировые устои намеревается Турция, перестраивающая свое машиностроение.
С 2001 года экспорт машин и оборудования из этой страны вырос с 2 до 14 млрд долларов, к 2023 году последователи Ататюрка планируют достичь отметки 100 млрд в год и войти в пятерку ведущих мировых экспортеров.
Сказывается ли кризис на турецких планах развития, какие сегменты машиностроения Анкара стремится развивать в первую очередь, каковы перспективы российско-турецкого сотрудничества – эти вопросы мы задали госпоже Севде Кайхан Йылмаз, члену совета директоров турецкого Союза экспортеров машиностроительной продукции и комплектующих и руководителю гидравлической компании Kayahan Group.
КМ: Госпожа Йылмаз, какие сегменты машиностроения наиболее развиты в Турции?
Турецкий машиностроительный сектор демонстрирует прибыль и непрерывный рост экспорта, а также существенное развитие, догнав в последние годы по показателям другие государственные отрасли. Мы экспортируем продукцию машиностроения более чем в 200 стран, это означает, что турецкая техника работает по всему миру. В Европе турецкие машиностроители занимают шестое место, в мировом рейтинге экспортеров наши машиностроители значатся на 28-й позиции.
Молодая, энергичная, хорошо подготовленная рабочая сила (средний возраст 28 лет. – Прим. ред.), передовые инженерные услуги являются факторами, повышающими конкурентоспособность турецких производителей на международных рынках.
Наиболее важное место в машиностроении и экспорте страны занимают холодильники, морозильники, компоненты двигателей, строительное оборудование, бойлеры центрального отопления, стиральные машины для дома и прачечных, клапаны, станки, карданные валы и шатуны, компрессоры, корпуса подшипника, зубчатые передачи, воздушные, вакуумные и гидронасосы, гидравлика, сельскохозяйственная техника.
КМ: Стремление войти в пятерку мировых лидеров машиностроения – это серьезная задача. Оказывается ли машиностроительным компаниям господдержка?
Несколько слов о Союзе экспортеров машиностроительной продукции и комплектующих. Это единственная организация, объединяющая машиностроителей, работающих на экспорт. С момента создания в 2002 году Союз координирует всю деятельность для обеспечения роста экспорта в этом секторе. MAIB объединяет 8000 экспортеров машинного оборудования. В 2007 году мы основали Группу продвижения турецкого машиностроения (Turkish Machinery Promotion Group (TMPG), для того чтобы более эффективно продвигать внутри страны и за границей машиностроительный сектор, а также для лучшего развития представления, чем является турецкое машиностроение.
MAIB – это полугосударственная организация, аффилированная с министерством экономики республики Турция. Мы плодотворно сотрудничаем и с частными компаниями, и с министерством. Внутри страны мы являемся ведущей организацией, работающей с правительством над созданием всеобъемлющей стратегии развития турецкого машиностроения. Сравнивая проделанную работу с нашим бюджетом, стоит признать программу очень эффективной. Мы оказали существенное влияние на ситуацию при относительно скромном финансировании.
Добавлю, что различные программы поддержки промышленников готовятся правительством и некоторыми научными институтами. Над технологическими проектами фирмы работают совместно с университетами. Сотрудничество высшей школы и частного сектора поддерживается правительством, это позволяет Турции день ото дня улучшать свои технологии. MAIB следит также и за этим видом отношений между университетами и частными компаниями. Ранее мы провели совместное заседание представителей высшей школы и частного бизнеса и подготовили доклад об активности турецких машиностроительных фирм в области R&D.
Кстати, важным примером поддержки государства может служить проект "Инвестируйте в Турцию". Международная компания может найти основную информацию и прямые контакты через этот веб-сайт.
КМ: Какие направления будут находиться в фокусе развития отрасли?
В 2023 году Турция хотела бы экспортировать товары на 500 млрд долларов США, 100 из которых придутся на долю машиностроения. Мы знаем, какие ключевые точки в турецкой промышленности необходимо улучшить для достижения этих целей.
Турция в скором времени должна решить проблему дефицита внешней торговли, сфокусировавшись на продуктах с высокой добавленной стоимостью и технологически продвинутых. Полагаю, те преимущества, которые мы имеем, позволят решить эти проблемы в короткий период времени. К примеру, дороговизна рабочей силы в Европе побуждает страны производить продукты с высокой добавленной стоимостью. Но у нас молодое население и мы имеем больше качественных продуктов, чем многие страны, особенно Китай.
Как я говорила, у нас есть молодое население, но мы также знаем, что население должно быть образованно, и MAIB, и многие другие организации при поддержке правительства фокусируются на этом.
Мы должны сделать так, чтобы мир увидел и поверил в Турцию как индустриальную страну, и пытаемся двигаться в этом направлении.
КМ: Сказывается ли кризис на турецких планах развития до 2023 года?
Мир столкнулся с серьезными экономическими кризисами в 2008 и 2010 годах. Турция – это одна из стран, где влияние кризиса заметно меньше. Должна сказать, что мы попытались превратить экономический кризис в преимущество, поскольку мы уже пережили локальный кризис в 2001 году, и многие нормы у нас изменились уже тогда, например, в банковском деле. Поэтому новый кризис нас менее затронул.
В нашей стране с населением 74 млн человек на долю промышленности приходится 26% ВВП. Мы одна из наиболее быстрорастущих экономик в Европе – с темпами роста 8,5% в 2010 г. Кроме того, Турция – это открытая дверь на Ближний Восток, Кавказ и в Среднюю Азию.
Это важные причины для стран инвестировать в Турцию. В такой ситуации турецкая промышленность еще не изменяла планы 2023 года, мы продолжаем работать эффективно.
КМ: Что Турция может предложить российскому индустриальному рынку?
Я полагаю, что такие страны, как Россия, нуждаются в наших продуктах, и мы способны быстро выполнить запросы. Когда вы задумываетесь над расчетом конкурентоспособной цены и маркетинговых затрат и особенно когда дело доходит до medium-low технологий, мы более конкурентоспособны и, следовательно, сможем быстрее адаптироваться к потребностям наших клиентов.
Другое преимущество, которое мы, вероятно, будем использовать, это наше месторасположение. Турция действительно находится на перекрестке восточных и западных экономик. Например, некоторые западные, а также дальневосточные производители планируют производить свою машиностроительную продукцию не у се6я, а в Турции. Европейские компании особенно увлечены открытием производственных предприятий или выпуском своей продукции здесь, потому что Турция является устоявшимся экспортером на вышеупомянутых рынках.
Турция – это также и центр, через который можно проникнуть на различные рынки в качестве продавца. Под этим я подразумеваю, что настало время сотрудничать с местными игроками, ведь именно сейчас наступило время новых возможностей. Турция становится все более и более известна, как место для инвестирования в преуспевающее производство.
КМ: Каковы сейчас отношения между нашими странами в промышленной сфере?
Министерство экономики Турции в 2012 году определило Российскую Федерацию как одну из целевых стран. География предоставляет преимущества для улучшения наших торговых отношений. В Россию из Турции экспортируются прежде всего следующие промышленные товары: цемент, стальные строительные конструкции, радиаторы, керамические и пластиковые строительные конструкции, фурнитура, строительные и горнодобывающие машины, руда и минеральное сырье и т. д.
В 2012 г. общий объем экспорта из Турции в Россию составил 7 млрд долларов. Экспорт машинного оборудования и комплектующих занял второе место после транспортных средств без учета ж/д составов и трамваев, их запчастей и аксессуаров.
Я полагаю, что мы можем улучшить торговые отношения. Анализ данных в сфере энергетики и автомобилестроения, который в последние месяцы проводится нашим правительством при взаимодействии с российскими властями, приведет обе страны к успеху.
КМ: Какое место занимает Россия в экспортных планах турецких машиностроителей?
В минувшем году Турция с 563 млн долларов была двадцатой в списке экспортеров машиностроительной продукции в Россию. Основные три направления оборудования, которое экспортируется в Россию – это поршневые двигатели внутреннего сгорания с воспламенением сжатием, похожие на дизельные, оборудование для сортировки, отбора, отделения, промывки, дробления, измельчения, приготовление смесей из грунта, камней, руд или других минеральных веществ, формирования или прессования твердого минерального топлива и литейные формы для литейных заводов.
Турецкие машиностроительные компании владеют солидным объемом данных о российском рынке. Многие компании из различных секторов, включая машиностроительный, работают с российскими компаниями. Мы в лице MAIB и TMPG оказываем поддержку компаниям и организациям данного сектора в принятии участия в российских выставках, а также содействуем в иных процессах торговых отношений с вашей страной.
Цель Turkish quality (TURQUALITY®– государственный проект по созданию мировых турецких брендов. Прим. ред.) состоит в том, чтобы интегрироваться в международные рынки и формировать с ними стабильные бизнес-отношения. Сообща с Россией инвестируя в третьи страны и дополняя друг друга на различных рынках, наряду с уже существующими деловыми взаимоотношениями наши страны превратятся в совместные предприятия и прекрасных партнеров.
КМ: Турция преобразуется в серьезного игрока в области экспорта оборудования, но также обладает высоким внутренним потенциалом. Какая индустриальная продукция из России может быть востребована у вас?
В 2012 г. импорт из России составил $26 млрд. На первом месте значатся: минеральное топливо, минеральные масла и продукты. В основной список также входят железо и сталь, алюминий и продукты, зерновые культуры. Животные и растительные жиры и масла занимают следующие места. В прошлом году мы видели резкий рост импорта животных и растительных жиров, остатков и отходов пищевой промышленности.
Что касается машиностроительного сегмента, из России в основном импортируется три типа оборудования: это ручной инструмент с пневматическим, гидравлическим или электрическим автономным (или не электрическим двигателем), металлические прокатные станы и валки, станки, включая прессы для обработки металлов ковкой.
Кроме того, в 2012 году мы наблюдали рост импорта подъемного, транспортно-загрузочного оборудования, разгрузочно-погрузочной техники; строгальных, долбежных и протяжных станков; зуборезных, зубошлифовальных станков, оборудования для чистовой обработки зубчатых колес и других станков.
КМ: Кроме работы в MAIB, вы руководите компанией по выпуску гидравлических цилиндров. Каковы сильные стороны турецкой гидравлики?
В Турции существует много компаний, причастных к гидравлическому бизнесу. Соответственно, вы можете найти много разных подходов к решению своего вопроса. Есть целый ряд альтернативных предприятий, которые производят и экспортируют гидравлику в течение многих десятилетий. Мы хорошо взаимодействуем с нашей гидравлической ассоциацией и очень гибки и в производстве, и по срокам поставки.
КМ: Вы производите гидравлические цилиндры с концевыми выключателями или встроенными позиционными датчиками обратной связи и цилиндры с интегрированными устройствами контроля и управления?
Да, мы можем оборудовать наши гидравлические цилиндры концевыми выключателями, линейными энкодерами и чаще всего датчиками приближения и трансдукторами. Таким образом, конечный потребитель может видеть позицию поршня или контролировать ход.
Мы можем изготовить любые гидравлические и пневмоцилиндры со встроенными датчиками линейных перемещений, а также аккумуляторами.
Также мы производим гибридные цилиндры. У нас есть тесная связь с известными компаниями из Европы и США, к которым мы можем обратиться за помощью в случае необходимости.
"Конструктор. Машиностроитель", 2013-5