Распечатать

Мнение

Практически не используется

22.03.2011
Российская промышленность не задумывается над дизайном своих изделий

Промышленный дизайн – словосочетание, которое нечасто встретишь сегодня. В ситуации, когда российские предприятия стремительно теряют позиции на внешнем и внутреннем рынках, рассчитывать на иное сложно. Между тем еще находятся творческие люди, которые стремятся облечь отечественные изделия в достойные формы. О задачах, которые способен решить качественный дизайн, о судьбах индустриального дизайна в гостиной КМ рассуждают Александр Матвеев и Владимир Самойлов из Studio Designet и глава компании "Смирнов Дизайн" Сергей Смирнов.

Кто сегодня в промышленности пользуется услугами дизайн-агентств?

Сергей Смирнов, "Смирнов Дизайн"
Заказчиками в основном являются компании, которые остро испытывают на себе конкурентную борьбу, особенно со стороны иностранных фирм. К сожалению, таких компаний немного, но все же они есть. Чаще всего это малый или средний частный бизнес.

Владимир Самойлов и Александр Матвеев, Studio Designet
Количество заказов от отечественного производителя настолько невелико, что не представляется возможным как-либо их систематизировать. За исключением одного фактора: реальными заказчиками выступают чаще успешные бренды, пользующиеся услугами контрактных производств (в том числе российских), а не производственные компании. Клиент студий промышленного дизайна сегодня – тот, кого знает конечный потребитель, кто не привязан к конкретному заводу и станку, выпущенному полвека назад. Тот, кто способен успешно продавать свои товары в больших объемах и лучше всего на глобальном рынке. Только в этом случае компания способна аккумулировать достаточно денег для окупаемых инвестиций в дизайн.

Какие задачи вы способны решать?

Cергей Смирнов, "Смирнов Дизайн"
Базируясь на нашем опыте и таланте дизайнеров, мы помогаем клиентам создавать по-настоящему успешные новые изделия. Мы проводим дизайн исследования, выявляя все факторы, которые влияют на жизненный цикл продукта, занимаемся управление требованиями, разрабатываем дизайн-стратегию продукта. Наконец, мы разрабатываем дизайн и конструкцию изделия, осуществляем подготовку производства, а зачастую производим корпусные детали и поставляем их на сборку нашим клиентам.

Владимир Самойлов и Александр Матвеев, Studio Designet
Studio Designet – это междисциплинарная команда, сосредоточенная на дизайн-консалтинге, инновационных бренд-концепциях, разработке принципиально новых продуктов и услуг с высокой долей добавленной за счет дизайна стоимости. Промышленный дизайн – одно из наших приоритетных направлений. Но это не тот промышленный дизайн, где стоит задача нахлобучить очередную красивую оболочку на уже готовое изделие. Мы беремся за проект, стартуя с уровня смысла и целеполагания бизнеса, построенного вокруг будущего продукта. Создаем Product Identity – уникальное лицо всей продукции той или иной марки, легко узнаваемое даже без взгляда на логотип. Диапазон выполняемых нами работ – от дизайн-исследований до разработки конструкторской документации. В отличие от большинства узкоспециализированных студий мы в комплексе решаем любые сопутствующие задачи, такие как разработка названия, система графической идентификации, упаковка, рекламная продукция, разработка мест продаж и многое другое.

Каковы условия сотрудничества с заказчиками? Во сколько обходится клиентам разработка нового изделия с изготовлением пресс-форм

Сергей Смирнов, "Смирнов Дизайн"
Мы стараемся быть гибкими. В последнее время чаще стали практиковать контакты, где оплата наших услуг осуществляется посредством роялти, полностью или частично. Конкретную стоимость сказать сложно, ведь продукты очень разные. Иногда это сотни тысяч рублей, но если считать с пресс-формами, то стоит говорить о суммах выше миллиона рублей.

Владимир Самойлов и Александр Матвеев, Studio Designet
У нас нет типового прайс-листа, поскольку мы не занимаемся поточным проектированием однотипных изделий. Каждый проект индивидуален. Он связан с различными затратами, рисками, ответственностью, сроками, сложностью взаимодействия с подрядчиками, необходимостью привлечения разных специалистов и т. д. К тому же пресс-формами мы сами не занимаемся, их выполняют специализированные компании.

Общий принцип ценообразования базируется на том, что инвестиции в дизайн-исследования, грамотную концепцию и дизайн-разработку позволяют нашему клиенту избежать серьезных рисков в процессе внедрения продукта в производство и вывода на рынок. Поэтому вполне справедливо ожидать, что стоимость качественного дизайн-проекта будет составлять не 0,1% от совокупных затрат, а сумму, на порядок-два большую.

Какими проектами вы гордитесь?

Сергей Смирнов, "Смирнов Дизайн"
Теми, которые очень точно попали в цель и были запланированно коммерчески успешными. Иногда это совсем незаметные проекты для обычного пользователя, но бизнесмены, которым я показываю результаты, всегда понимают, почему я горжусь. Единственная объективная оценка дизайна – это прибыль и хороший возврат инвестиций. Остальное – эмоции. Кому-то нравится, кому-то нет.

Владимир Самойлов и Александр Матвеев, Studio Designet
Наибольшее удовлетворение от процесса работы и его результата у нас вызвало сотрудничество с производителем канцелярской продукции ErichKrause, увенчавшееся в 2010 году получением сразу двух престижных премий RedDot Design Award. Мы стали первой российской студией, получившей эту награду за массовый продукт.

Необходимы ли дисциплины, посвященные промдизайну, в вузовских программах обучения конструкторов?

Сергей Смирнов, "Смирнов Дизайн"
Да, это важно, чтобы конструктор имел базовое понимание, как работает дизайнер. Кстати, у конструктора очень творческая профессия, и я зачастую не могу провести четкую границу между конструктором и дизайнером. Еще важно, чтобы на этих занятиях конструктору объясняли, что он должен уметь изобразить свои мысли наглядно, что должен не просто следовать указаниям дизайнера, а быть в единой команде с ним, быть единым организмом. То же касается обучения дизайнера. Чтобы потом оба не выясняли, кто из них главный в процессе.

Владимир Самойлов и Александр Матвеев, Studio Designet
Категорически необходимо. Сегодня мы слишком часто наблюдаем, как дипломированный конструктор оказывается неспособен спроектировать эстетичное, целесообразное, удобное соединение нескольких деталей. Он даже не думает о человеке, который будет этим пользоваться, руководствуясь лишь техническими требованиями и шаблонными подходами – попроще да подешевле.

Достаточно сравнить конструкцию двух пешеходных мостов, построенных почти одновременно: Millenium Bridge в Лондоне и Патриаршего в Москве, чтобы оценить уровень деградации отечественной конструкторской мысли. Взять любую другую область – машиностроение, транспорт – будет ровно та же картина.

Подобный утилитарный подход в корне противоречит традициям отечественной инженерной школы. Вспомните великого русского инженера Владимира Шухова (не дизайнера или архитектора, а именно инженера), чьи проекты вошли во все учебники дизайна и архитектуры мира. Если вы посмотрите на то, что создано его современниками, последователями, учениками, то увидите, что это было настоящее инженерное искусство.

Какое влияние, по вашему мнению, оказал на российскую промышленность кризис?

Cергей Смирнов, "Смирнов Дизайн"
Затормозил многие позитивные процессы, в том числе инновационные. Это минус. Но в то же время кризис подействовал несколько отрезвляюще, заставил двигаться, придумывать, как жить дальше. Появилось много новых идей. Это плюс.

Владимир Самойлов и Александр Матвеев, Studio Designet
Кризис 1998 года стимулировал импортозамещение и оживил многие секторы отечественной промышленности. Это подарило дизайнерам надежду на рост рынка. Увы, растущая цена на нефть продиктовала совсем иной сценарий. А последний, и отнюдь не закончившийся, на наш взгляд, кризис привел к тому, что проектировать и производить что-либо высокотехнологичное на территории России стало еще сложнее, чем раньше.

Объем ВВП России превышает триллион долларов в год, а рынок промышленного дизайна в стране близок к нулевой отметке. Каковы основные причины этого?

Сергей Смирнов, "Смирнов Дизайн"
Наша экономика по-прежнему сильно ориентирована на ресурсы. Изменения есть, но очень медленные, малозаметные. Наш бизнес за редким исключением слишком неэффективен, некомпетентен на мировом рынке. В ситуации, когда все процессы на планете глобализуются, а Китай становится фабрикой мира, невозможно конкурировать на локальном рынке с монстрами–игроками глобального рынка. Мировой рынок больше российского в сто раз. Это значит, что при равных инвестициях в инновации у западных компаний амортизация этих затрат в сто раз эффективнее – если у российской компании инновации, например, на каждый проданный пылесос будут стоить десять долларов, то у гигантов мирового рынка – десять центов. Эта ключевая разница определяет исход конкурентной борьбы.

Владимир Самойлов и Александр Матвеев, Studio Designet
Начнем с общеизвестного факта под названием "сырьевая экономика". Благие намерения руководства государства модернизировать страну пока что не создали экономических стимулов ни для машиностроения, ни для производства потребительских продуктов, ни тем более для креативной индустрии. Эти отрасли по-прежнему находятся в невыгодных экономических условиях.

Кроме того, у нас до сих пор господствует сложившееся с советских времен отношение, согласно которому ценным считается только осязаемый материальный ресурс: земля, здания, сырье, материалы, станки.

Худо-бедно можно отстоять цену услуг, в которых видны материальные затраты: транспорт, логистика, IT-инфраструктура, связь. А дизайн, как и любая другая интеллектуальная услуга, для наших промышленников нечто эфемерное, легкомысленное. Мол, что вам стоит придумать десяток-другой картинок – это же легко и просто. Когда отечественные промышленники узнают действительный масштаб необходимых затрат на дизайн и его внедрение, когда начинают понимать, что инвестиции в него дают эффект не через месяц-другой, а через несколько лет, то в большинстве своем отказываются от намерения разрабатывать что-либо новое.

Они боятся планировать что-либо на такие сроки и либо продолжают до последнего эксплуатировать наработки предыдущих десятилетий, либо мастерят что-то "на коленке", либо неумело копируют зарубежные образцы. Результатом такой политики становится закономерная потеря конкурентоспособности, сдача зарубежным конкурентам сначала рынков, а затем и контроля над своими предприятиями. На этой стадии уже некому обращаться за помощью к отечественным дизайнерам.

Фотографии предоставлены компаниями "Смирнов Дизайн" и Studio Designed

Автоматизация 29.08.2019 Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров направил приветствие в адрес участников, гостей и организаторов международной политехнической выставки «Технофорум-2019».
Автоматизация 15.07.2019 Новосибирский государственный технический университет первым в России начинает подготовку специалистов по промышленным робототехническим системам для рынка в рамках национальной технологической инициативы «Технет».
Детали & Материалы 28.06.2019 С кадровым голодом в станкостроении поможет справиться «организация базовых кафедр на предприятиях и контрактное обучение». Такое мнение высказала в рамках круглого стола в Санкт-Петербургском политехническим университете Диана Каледина, генеральный директор «Балтийской Промышленной Компании».
Мнение 12.02.2019 9,9 млрд рублей выделит в текущем году правительство страны двадцати одному российскому вузу для повышения конкурентоспособности в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Мнение 07.02.2019 1-2 марта в петербургском «Экспофоруме» пройдет Международный форум труда, организованный при поддержке Министерства труда и социальной защиты. В его рамках пройдет круглый стол «Кластерные рынки труда: целевые показатели и эффективные решения: судостроение».
Гидравлика & Пневматика 22.01.2019 Создатели отечественных гидрофицированных машин и оборудования активно ищут гидрокомпоненты с приемлемым соотношением цена-качество-сроки поставки. Реальной альтернативой Европе становится рынок Юго-Восточной Азии (ЮВА) — Китай, Тайвань, Япония. Что же это такое - азиатская гидравлика?
Мнение 18.01.2019 Минпромторг России планируется продолжить практику поддержки участия российских машиностроительных компаний в международных выставках. Составлен список из десяти форумов сельскохозяйственной, пищевой и строительно-дорожной тематики.
Мнение 20.11.2018 Более 300 млн. рублей будет потрачено в 2018 году на господдержку продвижения пилотных партий российской спецтехники. Механизм господдержки позволит предприятиям предоставить потребителям скидки на новую технику до 50% от ее себестоимости.
Мнение 13.11.2018 Первый заем экспортеру под 1% годовых одобрен Фондом развития промышленности. Деньги будут потрачены на запуск деревообрабатывающего комплекса по выпуску фанеры и топливных гранул. Более половины этой продукции планируется отправлять на экспорт.
Автоматизация 16.10.2018 Mitsubishi Electric (МЕ) – безусловный лидер на японском рынке промышленной автоматизации, одном из ведущих в мире. Концепция корпорации e-F@ctory является базовым элементом системы цифровизации в Стране восходящего солнца.