У промышленности России отличные перспективы
Источник: Конструктор. Машиностроитель, журнал
Германия – одна из ведущих машиностроительных держав планеты. Когда многие развитые страны мира отказались от промышленного производства на своей территории, немцы продолжили создавать машины и, судя по экономическим результатам, не прогадали. О том, какое место занимают германские компании на индустриальном рынке России, и о перспективах сотрудничества мы побеседовали с главой московского представительства Союза Машиностроителей Германии (VDMA) Фолькмаром Клаусом.
КМ: Господин Клаус, по расчетам Минэкономразвития, к 2014 году российский внешнеторговый баланс составит триллион долларов во многом благодаря росту импорта. В каких сегментах промышленности ожидается наибольший спрос на оборудование из Германии?
Выиграют те отрасли экономики, которые понимают необходимость дальнейшего совершенствования добычи сырья, а также отрасли, непосредственно с этим связанные, – машиностроение и производство оборудования, строительные и инвестиционные технологии. В ближайшие годы Российская Федерация увеличит производительность сельского хозяйства, особенно выращивание зерновых. Экспорт возрастет с 20 до 40 млн тонн зерна. Это потребует новых зерноуборочных комбайнов.
КМ: В каких сегментах машиностроения потенциал Германии наиболее силен?
Двадцать немецких машиностроительных отраслей являются лидерами рынка в своих сегментах, по статистике импорта России. Очень сильными отраслями в прошлом году были производители авиационной и сельхозтехники, гидравлики, оборудования для пищевой промышленности и упаковки, подъемно-транспортной техники и технологических машин. И это далеко не полный список. В 2011 году все эти отрасли занимали тридцать и более процентов в своих сегментах импорта техники в Россию.
Намного важнее то, что немецкие машиностроительные предприятия следуют стратегии отраслевого доминирования, технологического лидерства и инноваций. И это, естественно, приносит пользу клиентам.
КМ: Мировое разделение труда – свершившийся факт. Остаются ли у России шансы занять какую-нибудь нишу в этой сложившейся системе? И необходима ли для этого поддержка государства?
Позволю процитировать себя: у российской промышленности отличные перспективы. Ваша промышленность в основном обеспечена собственными ресурсами. Это огромное преимущество по отношению к большей части мировой экономики. Преимущество, которое приносит деньги, не делая дальнейшую переработку природных ресурсов необходимой, но которое может отвлечь внимание от основной проблемы – развитие конкурентоспособной отечественной промышленности.
Ряд отраслей российской промышленности сталкивается сегодня с серьезными проблемами, в том числе из-за высокой энергоемкости производства и продукции. Введение энергетических аудитов для всех компаний является очень важным аспектом. Он должен снизить расходы потребителя. Запланированный ценовой контроль энергоносителей поможет уменьшить удельный расход электроэнергии. В Германии из-за дефицита энергии в последней четверти прошлого века машиностроители приобрели огромный опыт в области энергосбережения. Мы с удовольствием поможем вам техникой, проектами, экспертами...
Государственная поддержка – ключевое слово. Давайте рассмотрим один пример – госзакупки. Российское государство выступает как заказчик для промышленности и как потребитель промышленной продукции одновременно. Естественно, заказчик стремится приобрести хорошие и недорогие товары или услуги. Поэтому он либо покупает у местного предприятия продукцию любого уровня качества, либо импортирует, либо предоставляет субсидии, чтобы получить желаемое качество, или заключает контракт, предпочтительно с российски-ми предприятиями, предлагающими высокий, европейский, уровень качества. И здесь мы, немецкие машиностроители, надеемся на заказ по доведению производства до желаемого уровня. В некоторых отраслях, конечно, не обойдется без государственных субсидий.
КМ: «Сделано в Германии» — какой смысл имеет это понятие в век всемирной глобализации?
На наш взгляд, эти слова несут в себе уникальный и даже выдающийся смысл. «Сделано в Германии» – фраза, включающая в себя не только понятие качества как такового, но и эффективность, надежность, безопасность, долговечность и дизайн. Но прежде всего это инновации.
Во всем мире наши партнеры знают, что немецкие машиностроители продают в первую очередь качество. Мы всегда стараемся решить проблемы клиентов. На часто задаваемый нам вопрос: «Есть ли у вас ...?», обычно отвечают: «Что вам нужно?».
В прошлом году VDMA запустил инициативу Blue Competence. Она включает в себя бережное сохранение климата, окружающей среды и ресурсов. Вопросы низких специфических материальных и энергетических затрат будут играть большую роль в будущей глобальной конкуренции машиностроителей.
Источник: журнал "Конструктор. Машиностроитель"